НОВОСТИ
О COVID-19
О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ЦЕНТР)
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Инфотека (нормативная база в области защиты прав потребителей)
Судебные решения по вопросам защиты прав потребителей
 
Финансовая грамотность
Информация для потребителей
  
Защита прав потребителей в схемах
  
Образцы претензий (заявлений)
 
Памятка потребителю
ТЕСТ ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ТЕСТ НА ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПРЕЙСКУРАНТЫ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
ПРИЕМ КЛЕЩЕЙ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
ДОКУМЕНТЫ
АБИТУРИЕНТАМ
СТАТЬИ
УРОК ЗДОРОВЬЯ
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
ВАКАНСИИ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙИнформация для потребителей

Проведено социологическое исследование среди населения
В период с 01.03.2012 по 20.03.2012 на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» консультационным центром для потребителей проводилось социологическое исследование общественного мнения по вопросам потребительского поведения. В качестве респондентов выступали 100 граждан, проходивших гигиеническую подготовку декретированных групп населения среди предприятий торговли, общественного питания и дошкольного образования.

По итогам анкетирования были получены следующие результаты:

1.    Анализируя предпочтения в месте приобретения товаров, можно сделать вывод, что решающего значения при покупке данный фактор не имеет. Потребитель руководствуется удобством и доступностью торгового предприятия, так как преимущественное большинство респондентов (48%) отдают предпочтение магазинам, находящимся в непосредственной близости с домом или работой. В то же время выявлено и то, что товары «с рынка» не вызывают доверия покупателей (2%).


2.    Результаты анкетирования выявили тот факт, что большим доверием у потребителей пользуются товары местных производителей (56%), что может быть обусловлено достаточно высоким уровнем производства, перерабатывающего сельскохозяйственную продукцию, в Вологодской области. Тем не менее, практически равное количество респондентов (по 1/4 части) вообще не придает значения выбору товаропроизводителя или стараются разную продукцию товаропроизводителей других регионов.

3.    Наиболее важным фактором, обуславливающим выбор товара, для покупателей является его состав и срок годности (59%), что может быть обусловлено рядом различных факторов:
- внимание потребителей к своему здоровью (ввиду роста аллергических реакций на компоненты продуктов питания);
- все большее многообразие компонентов продуктов питания, увеличение количества добавок, и как следствие расширение ассортиментного ряда продукции;
- боязнь развития расстройств ЖКТ ввиду употребления некачественных продуктов питания.
Немаловажен для потребителя и внешний вид товара (28 %), так как именно по нему зачастую можно судить о недоброкачественности продукта (первые признаки порчи, например). А вот на торговое предприятие обращают внимание при покупке товаров только 11% респондентов.


4.    Анализируя результаты опроса, можно сделать вывод, что большая часть потребителей при покупке основывается на личном опыте и личных познаниях, так как 45 % респондентов приобретают лишь «проверенные» товары, а 37 % самостоятельно изучают информацию о товаре. Консультациями специалиста пользуются 16% опрошенных.
 

5.    В случае приобретения некачественного продукта практически 2/3 респондентов (65%) возвращаются в магазин с претензией о качестве товара, что свидетельствует о росте потребительской культуры. Тем не менее, 32 % опрошенных просто выбрасывают некачественный товар. И лишь 1% респондентов будут пытаются защитить свои права посредствам обращения в контролирующие органы.
 

6.    Большинство респондентов оказывались в ситуации, когда ими был приобретен товар ненадлежащего качества (89%). И лишь малая часть из опрошенных (12%) покупают лишь качественные изделия. Данные результаты свидетельствуют либо о повышении уровня потребительских требований к реализуемой продукции, либо о росте случаев продажи товаров ненадлежащего качества.

7. Чаще всего 77% респондентов решают спорные вопросы с продавцом и только 2% обращаются в судебные органы, притом, что 20% никак не отстаивают свои права. 


По результатам анкетирования было выявлено, что лишь 46% респондентов используют нормы закона РФ «О защите прав потребителей» с целью восстановления нарушенных прав. Поэтому информирование и правовое просвещение населения имеют важное значение в условиях современного потребительского рынка с целью формирования высокой потребительской культуры.

Таким образом, несмотря на рост внимания потребителей к качеству приобретаемых продуктов питания, уровень потребительской культуры населения все-таки остается невысоким, так как отстаивать свои права решается только каждый четвертый гражданин. В связи с чем требуется совершенствование методов информирования и консультирования потребителей.

Версия для печати     Сохранить в DOC