Проведено социологическое исследование среди населения В период с 01.03.2012 по 20.03.2012 на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» консультационным центром для потребителей проводилось социологическое исследование общественного мнения по вопросам потребительского поведения. В качестве респондентов выступали 100 граждан, проходивших гигиеническую подготовку декретированных групп населения среди предприятий торговли, общественного питания и дошкольного образования. По итогам анкетирования были получены следующие результаты: 1. Анализируя предпочтения в месте приобретения товаров, можно сделать вывод, что решающего значения при покупке данный фактор не имеет. Потребитель руководствуется удобством и доступностью торгового предприятия, так как преимущественное большинство респондентов (48%) отдают предпочтение магазинам, находящимся в непосредственной близости с домом или работой. В то же время выявлено и то, что товары «с рынка» не вызывают доверия покупателей (2%). 2. Результаты анкетирования выявили тот факт, что большим доверием у потребителей пользуются товары местных производителей (56%), что может быть обусловлено достаточно высоким уровнем производства, перерабатывающего сельскохозяйственную продукцию, в Вологодской области. Тем не менее, практически равное количество респондентов (по 1/4 части) вообще не придает значения выбору товаропроизводителя или стараются разную продукцию товаропроизводителей других регионов.
3. Наиболее важным фактором, обуславливающим выбор товара, для покупателей является его состав и срок годности (59%), что может быть обусловлено рядом различных факторов: - внимание потребителей к своему здоровью (ввиду роста аллергических реакций на компоненты продуктов питания); - все большее многообразие компонентов продуктов питания, увеличение количества добавок, и как следствие расширение ассортиментного ряда продукции; - боязнь развития расстройств ЖКТ ввиду употребления некачественных продуктов питания. Немаловажен для потребителя и внешний вид товара (28 %), так как именно по нему зачастую можно судить о недоброкачественности продукта (первые признаки порчи, например). А вот на торговое предприятие обращают внимание при покупке товаров только 11% респондентов. 4. Анализируя результаты опроса, можно сделать вывод, что большая часть потребителей при покупке основывается на личном опыте и личных познаниях, так как 45 % респондентов приобретают лишь «проверенные» товары, а 37 % самостоятельно изучают информацию о товаре. Консультациями специалиста пользуются 16% опрошенных.
5. В случае приобретения некачественного продукта практически 2/3 респондентов (65%) возвращаются в магазин с претензией о качестве товара, что свидетельствует о росте потребительской культуры. Тем не менее, 32 % опрошенных просто выбрасывают некачественный товар. И лишь 1% респондентов будут пытаются защитить свои права посредствам обращения в контролирующие органы. 6. Большинство респондентов оказывались в ситуации, когда ими был приобретен товар ненадлежащего качества (89%). И лишь малая часть из опрошенных (12%) покупают лишь качественные изделия. Данные результаты свидетельствуют либо о повышении уровня потребительских требований к реализуемой продукции, либо о росте случаев продажи товаров ненадлежащего качества. 7. Чаще всего 77% респондентов решают спорные вопросы с продавцом и только 2% обращаются в судебные органы, притом, что 20% никак не отстаивают свои права. По результатам анкетирования было выявлено, что лишь 46% респондентов используют нормы закона РФ «О защите прав потребителей» с целью восстановления нарушенных прав. Поэтому информирование и правовое просвещение населения имеют важное значение в условиях современного потребительского рынка с целью формирования высокой потребительской культуры.
Таким образом, несмотря на рост внимания потребителей к качеству приобретаемых продуктов питания, уровень потребительской культуры населения все-таки остается невысоким, так как отстаивать свои права решается только каждый четвертый гражданин. В связи с чем требуется совершенствование методов информирования и консультирования потребителей. |