О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ДОКУМЕНТЫ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
СТАТЬИ
ТУРИСТАМ
АБИТУРИЕНТАМ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Инфотека (нормативная база в области защиты прав потребителей)
Судебные решения по вопросам защиты прав потребителей
Информация для потребителей
  
Защита прав потребителей в схемах
  
Образцы претензий (заявлений)
 
Памятка потребителю
ПРЕСС-ЦЕНТР
Грипп и ОРВИ
Всероссийская неделя сбережений
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙИнформация для потребителей

Проведено социологическое исследование среди населения
В период с 01.03.2012 по 20.03.2012 на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» консультационным центром для потребителей проводилось социологическое исследование общественного мнения по вопросам потребительского поведения. В качестве респондентов выступали 100 граждан, проходивших гигиеническую подготовку декретированных групп населения среди предприятий торговли, общественного питания и дошкольного образования.

По итогам анкетирования были получены следующие результаты:

1.    Анализируя предпочтения в месте приобретения товаров, можно сделать вывод, что решающего значения при покупке данный фактор не имеет. Потребитель руководствуется удобством и доступностью торгового предприятия, так как преимущественное большинство респондентов (48%) отдают предпочтение магазинам, находящимся в непосредственной близости с домом или работой. В то же время выявлено и то, что товары «с рынка» не вызывают доверия покупателей (2%).


2.    Результаты анкетирования выявили тот факт, что большим доверием у потребителей пользуются товары местных производителей (56%), что может быть обусловлено достаточно высоким уровнем производства, перерабатывающего сельскохозяйственную продукцию, в Вологодской области. Тем не менее, практически равное количество респондентов (по 1/4 части) вообще не придает значения выбору товаропроизводителя или стараются разную продукцию товаропроизводителей других регионов.

3.    Наиболее важным фактором, обуславливающим выбор товара, для покупателей является его состав и срок годности (59%), что может быть обусловлено рядом различных факторов:
- внимание потребителей к своему здоровью (ввиду роста аллергических реакций на компоненты продуктов питания);
- все большее многообразие компонентов продуктов питания, увеличение количества добавок, и как следствие расширение ассортиментного ряда продукции;
- боязнь развития расстройств ЖКТ ввиду употребления некачественных продуктов питания.
Немаловажен для потребителя и внешний вид товара (28 %), так как именно по нему зачастую можно судить о недоброкачественности продукта (первые признаки порчи, например). А вот на торговое предприятие обращают внимание при покупке товаров только 11% респондентов.


4.    Анализируя результаты опроса, можно сделать вывод, что большая часть потребителей при покупке основывается на личном опыте и личных познаниях, так как 45 % респондентов приобретают лишь «проверенные» товары, а 37 % самостоятельно изучают информацию о товаре. Консультациями специалиста пользуются 16% опрошенных.
 

5.    В случае приобретения некачественного продукта практически 2/3 респондентов (65%) возвращаются в магазин с претензией о качестве товара, что свидетельствует о росте потребительской культуры. Тем не менее, 32 % опрошенных просто выбрасывают некачественный товар. И лишь 1% респондентов будут пытаются защитить свои права посредствам обращения в контролирующие органы.
 

6.    Большинство респондентов оказывались в ситуации, когда ими был приобретен товар ненадлежащего качества (89%). И лишь малая часть из опрошенных (12%) покупают лишь качественные изделия. Данные результаты свидетельствуют либо о повышении уровня потребительских требований к реализуемой продукции, либо о росте случаев продажи товаров ненадлежащего качества.

7. Чаще всего 77% респондентов решают спорные вопросы с продавцом и только 2% обращаются в судебные органы, притом, что 20% никак не отстаивают свои права. 


По результатам анкетирования было выявлено, что лишь 46% респондентов используют нормы закона РФ «О защите прав потребителей» с целью восстановления нарушенных прав. Поэтому информирование и правовое просвещение населения имеют важное значение в условиях современного потребительского рынка с целью формирования высокой потребительской культуры.

Таким образом, несмотря на рост внимания потребителей к качеству приобретаемых продуктов питания, уровень потребительской культуры населения все-таки остается невысоким, так как отстаивать свои права решается только каждый четвертый гражданин. В связи с чем требуется совершенствование методов информирования и консультирования потребителей.

Версия для печати     Сохранить в DOC