Вопрос: Что делать потребителю при заливе квартиры по вине управляющей компании? Ответ: Если квартира и/или имущество пострадали от залива, следует знать порядок действий, при соблюдении которых потребителю достаточно легко можно добиться возмещения причиненного ущерба. Жильцы многоквартирного дома являются потребителями коммунальных услуг, а управляющая компания осуществляет содержание жилищного фонда и его техническое обслуживание, следовательно, помимо норм Гражданского кодекса РФ, взаимоотношения жильцов (собственников жилых помещений) дома и управляющей компании регулируются также и нормами Закона РФ «О защите прав потребителей». Ответственность управляющей компании при заливе квартиры наступает в следующих случаях: • Прорыв трубы системы отопления / водоснабжения / канализационной трубы • Прорыв стояков, кранов и т.п., находящихся в общедомовой собственности жильцов (вне квартир) • Протекание кровли вследствие несвоевременно / некачественно проведенных ремонтных работ • Протекание / разрыв трубы в чердачном помещении • Прорыв трубопровода на крыше • Неисправность стояка канализации • Другие неисправности общедомовой системы коммуникации • Некачественное выполнение работником управляющей компанией ремонтных сантехнических работ внутри квартиры, в которой впоследствии произошла авария I. При обнаружении залива, необходимо обратиться в соответствующие службы. Аварийная служба вызывается в случае аварии, вследствие которой произошел залив. Сотрудники аварийно-диспетчерской службы должны устранить аварию и составить соответствующий акт. Если аварии нет, для составления акта следует вызывать представителя управляющей компании, который обязан составить акт по факту залива. В акте о заливе должны быть указаны все возникшие в результате залива повреждения: стен, потолка, полов, мебели и другого имущества. Обязательно должно быть указано в каких помещениях квартиры (назначение, площадь) имеются следы залива, их размеры (площадь следов залива на стенах, потолке, полах), перечень имущества, которое пострадало. В акте указываются все видимые повреждения, однако, некоторые последствия залива могут проявиться со временем (вздутие пола, мебели, отслоение обоев от стен и т.д.). В этом случае необходимо будет составить дополнительный акт, с указанием проявившихся последствий залива. II. Для того чтобы оценить причиненный ущерб и направить советующую претензию о возмещении ущерба управляющей компании, потребителю необходимо обратиться к независимому эксперту (оценщику). Эксперт (оценщик) произведет осмотр квартиры, пострадавшего имущества, после чего проведет оценку стоимости восстановительного ремонта. О вызове эксперта и времени проведении экспертизы следует уведомить управляющую компанию. Это можно сделать путем направления уведомления или телеграммы с уведомлением о вручении. III. Если управляющая компания отказывается в добровольном порядке устранить последствия залива, потребителю необходимо составить претензию. Она составляется в двух экземплярах. Один экземпляр претензии вручается управляющей компании. На втором экземпляре их представитель ставит подпись, должность, печать и дату. При отказе принять претензию следует направить её почтой (заказным письмом с уведомлением и описью вложения), либо курьерской службой. К претензии необходимо приложить копию отчета независимого оценщика. IV. После истечения установленного в претензии срока удовлетворения требований потребителя о возмещении причиненного ущерба, следует составить исковое заявление и обраться в суд за защитой своих прав. Закон РФ «О защите прав потребителей» позволяет истцу требовать не только возмещения ущерба в связи с заливом, но также:
• неустойку, в случае неудовлетворения досудебной претензии потребителя в установленный срок; • возмещение всех расходов на проведение экспертизы, расходов по составлению претензии, искового заявления и др.; • возмещения морального вреда; • штраф за несоблюдение требований потребителя в добровольном порядке (50% от присужденной судом суммы).
|