НОВОСТИ
О COVID-19
О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ЦЕНТР)
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ТЕСТ ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ТЕСТ НА ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПРЕЙСКУРАНТЫ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
ПРИЕМ КЛЕЩЕЙ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
ДОКУМЕНТЫ
АБИТУРИЕНТАМ
СТАТЬИ
 
Вакцинопрофилактика
 
Коронавирусная инфекция
 
Грипп и ОРВИ
 
Клещевые инфекции
 
Всемирный день без табака
 
Здоровое питание
 
Туристам
 
Паводок
УРОК ЗДОРОВЬЯ
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
ВАКАНСИИ
СТАТЬИ

«Наши деньги, наши права»

Ежегодно 15 марта во всем мире отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В России этот день получил признание в 1992 году, после принятия Закона "О защите прав потребителей". Международной Федерацией потребительских организаций Consumers International (CI) объявлен девиз очередного Всемирного дня защиты прав потребителей - «Наши деньги, наши права», и будет посвящен вопросам защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг.
К большинству из нас эта тема имеет непосредственное отношение. Многие хотя бы однажды воспользовались возможностью приобретения товара или услуги в кредит: кто-то покупал бытовую технику, кто-то заказывал туристическую путевку или медицинские услуги, а некоторые оформляли «в кредит» квартиру или машину.
Как не допустить нарушения своих прав при оформлении покупки «в кредит»? На что следует обращать внимание при заключении кредитных договоров? И как защитить свои права в случае, если они нарушены?
Существенная доля нарушений в сфере потребительского кредитования имеет место при заключении гражданами кредитных договоров с банками или иными кредитными организациями: потребители вводятся в заблуждение о сущности и условиях заключаемых договоров потребительского кредитования, им не предоставляется полная и достоверная информация об условиях кредитования и реальных процентных ставках по кредиту.
Наиболее частые нарушения выражаются во включении в кредитный договор условий, ущемляющих права потребителей:
1. Навязывание потребителю дополнительных, так называемых «сопутствующих» услуг, которые он изначально не имел намерения приобретать. Так, при получении от банка денежных средств на приобретение какой-либо вещи, условие об обязательном страховании (и, как правило, в рекомендованной банком конкретной страховой компании) является для заемщика обязательным. Однако выполнение подобного требования, несомненно, влечет увеличение расходов потребителя на получение и дальнейшее погашение кредита.
Так ущемляющими права потребителей являются условия кредитного договора о взимании дополнительных комиссий за рассмотрение кредитной заявки, за выдачу кредита, за открытие и ведение банком ссудного счета, за обслуживание кредита, за расчетно-кассовое обслуживание и т.п.
2. Кредитные организации допускают ущемление прав потребителя при включении в договор условий о допустимости одностороннего изменения банком условий договора, в том числе изменение процентной ставки и размера пени после заключения договора без согласия заемщика. 
3. Ограничение права потребителя на досрочное исполнение обязательств путем установления штрафных санкций за досрочное погашение кредита, возвращение займа (т.е. за надлежащее исполнение условий договора).
4. Ограничение прав потребителя на самостоятельный выбор места предъявления иска к кредитору, в том числе и по месту жительства гражданина. Условиями кредитных договоров зачастую предусмотрено, что все иски к кредитной организации, связанные с исполнением заключенного договора, должны быть рассмотрены только по месту нахождения данной организации или его филиала.
5. Ограничение права потребителя на заключение сделок с третьими лицами и совершения иных действий гражданско-правового характера. Указанное нарушение выражается во включении в договор условий, запрещающих потребителю выступать поручителем иных лиц, передавать в залог свое имущество третьим лицам, получать кредиты в иных кредитных организациях без письменного уведомления или согласия банка.
Защита гражданином его прав в сфере потребительского кредитования может быть осуществлена несколькими способами.
Особенно внимательным следует быть на этапе заключения договора кредита. Основательное ознакомление с условиями заключаемого кредитного договора, особенно с положениями, указанными мелким шрифтом, уже может существенно снизить возможность введения потребителя в заблуждение относительно условий выбранной им кредитной программы.
Другим возможным способом защиты потребителем его прав являются письменные обращения в кредитное учреждение, с которым заключен кредитный договор, по существующим разногласиям при заключении или исполнении кредитного договора, и в некоторых случаях становится эффективной мерой разрешения спорных вопросов в досудебном порядке.
Реализовать свое право на защиту потребитель может и в судебном порядке.
Одним из не менее действенных способов защиты прав и интересов потребителей является обращение за помощью в компетентные государственные органы. К числу таковых относятся как органы прокуратуры, так и органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора).
На базе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» работает Консультационный центр для потребителей. В центре вы можете получить бесплатные консультации на личном приеме специалиста, по телефону или самостоятельно получить интересующую информацию о своих правах и способах их защиты. Если у Вас имеются сомнения, связанные с реализацией ваших прав или вы считаете, что недостаточно осведомлены в законодательстве РФ, связанном с защитой прав потребителей, ждем Вас на прием по адресу г. Вологда, ул. Яшина, 1а, каб.101(первый этаж), вторник, пятница с 9.00 до 12.30, телефон для справок 75-32-98, 75-82-19

Юрисконсульт                                                                                                                      Е.Ю.Минеева

 

 

Версия для печати     Сохранить в DOC