Основные положения дистанционной торговли регулируется ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612. Согласно п.2 Правил продажи товаров дистанционным способом - «продажа товаров дистанционным способом» - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара … способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Основным и принципиальным отличием дистанционного способа продажи товаров от иных предусмотренных законодательством способов является невозможность потребителя лично ознакомиться с предлагаемым товаром.
Следует учитывать, что Правила продажи товаров дистанционным способом не применяются в отношении: а) работ (услуг), за исключением работ (услуг), выполняемых (оказываемых) продавцом в связи с продажей товаров дистанционным способом; б) продажи товаров с использованием автоматов; в) договоров купли-продажи, заключенных на торгах.
При покупке товара дистанционным способом необходимо знать следующее: 1. Продавец, который продает товар дистанционно, должен обязательно указать адрес для возврата товара в случае возникновения такой необходимости. 2. При доставке заказанного товара, потребителю необходимо изучить информацию о товаре и изготовителе, которая должна содержать: • наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством РФ о техническом регулировании, подтверждающее соответствие товара; • наименование товара; • сведения об основных потребительских свойствах товара; • сведения о гарантийном сроке, если он установлен; • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; • сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; • место нахождения (адрес), полное фирменное наименование (наименование) продавца; • цена (в рублях), порядок и условия оплаты товара.
Указанная информация обязательно должна быть в момент доставки товара доведена до сведения покупателя в письменной форме (для импортных товаров - на русском языке).
Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, установленные договором.
При приеме товара необходимо проверить целостность, комплектность товара, соответствие доставленного товара заказанному, наличие принадлежностей к товару и документации к товару и прочие характеристики доставленного товара.
Основания возврата товара, приобретенного дистанционным способом Возврат товара продавцу, производящему торговлю дистанционным способом может иметь место в следующих случаях:
По причине получения товара ненадлежащего качества, наличия в товаре недостатков: В ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 29 Правил продажи товаров дистанционным способом закреплено право покупателя в случае получения товара ненадлежащего качества на: • замену на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; • требование о соразмерном уменьшении покупной цены; • безвозмездное устранение недостатков товара; • возмещение расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом; • требование о соразмерном уменьшении покупной цены; • отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы при возврате товара продавцу.
Потребитель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом РФ «О защите прав потребителей». Данный срок не может превышать десяти дней со дня предъявления покупателем соответствующего требования продавцу.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем существенных недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: • обнаружение существенного недостатка товара; • нарушение установленных Законом РФ «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара; • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
По причине отказа от товара надлежащего качества не подходящего по размеру, комплектности и т.п.: Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако отсутствие у потребителя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную потребителем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления потребителем соответствующего требования. юрисконсульт отделения ЗПП О.С. Щукина (817-2) 75-32-98 |