НОВОСТИ
О COVID-19
О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ЦЕНТР)
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ТЕСТ ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ТЕСТ НА ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПРЕЙСКУРАНТЫ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
ПРИЕМ КЛЕЩЕЙ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
ДОКУМЕНТЫ
АБИТУРИЕНТАМ
СТАТЬИ
 
Вакцинопрофилактика
 
Коронавирусная инфекция
 
Грипп и ОРВИ
 
Клещевые инфекции
 
Всемирный день без табака
 
Здоровое питание
 
Туристам
 
Паводок
УРОК ЗДОРОВЬЯ
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
ВАКАНСИИ
СТАТЬИ


     Отработанные автомобильные покрышки являются одним из наиболее распространенных видов отходов производства и потребления. По опубликованным данным в Европе ежегодно образуется около 2 млн. тонн, а в США – 2,8 млн. тонн шин. По данным научно-исследовательского института шинной промышленности в России ежегодно выходит из эксплуатации около 1 млн. тонн шин.

     В настоящее время в мире применяется целый ряд технологий по переработке и утилизации отходов резины и изношенных автомобильных шин. Эти технологии предполагают захоронение целых или измельченных шин, использование целых шин для различных целей, применение шин и резиновых отходов для получения энергии, измельчение шин и с целью получения резиновой крошки и порошка.  Однако, при всем многообразии предложенных технологических и технических решений проблему утилизации изношенных автомобильных шин нельзя считать решенной, так как большинство из них по-прежнему попросту выбрасываются, загрязняя территории, а объем их ежегодно возрастает.

     В тоже время отработанные покрышки часто используются различными учреждениями и населением для благоустройства территории в качестве малых архитектурных форм, спортивных снарядов, колодцев и т.п. Зачастую они используются и на детских площадках.

     Покрышки являются сложными техническими изделиями. В их состав входит многокомпонентный полимер – резина, натуральные и искусственные волокна, металлическая проволока. 

     Согласно ГОСТ Р 54095-2010 «Ресурсосбережение. Требования к экобезопасной ути-лизации отработавших шин» около 80% массы покрышек легковых автомобилей и около 75% массы покрышек грузовых автомобилей составляет резиновая смесь.

     Около 1,5% массы покрышек составляют химические элементы или их смеси, которые находятся в резиновой смеси или представляют собой легирующие добавки: соединения меди, соединения цинка, кадмий, свинец, соединения свинца, кислые растворы или кислоты в твердой форме, галогенорганические соединения.

     Наибольшее внимание в настоящее время уделяется выделяющимися в атмосферный воздух при эксплуатации шин  химическим веществам. Объемы выделения химических веществ из шин зависят используемых при их изготовлении материалов и температуры нагрева покрышки. Согласно научных исследований значительное выделение летучих   веществ происходит уже при температуре 60 гр.С.

     Выделяющиеся из шин вторичные амины и продукты термического распада ускорителей вулканизации класса сульфенамидов при взаимодействии с высокотоксичными        оксидами азота могут превращаться в канцерогенные N-нитрозамины. Их содержание в  летучих продуктах может существенно превышать ПДК.

     Вторую группу приоритетных токсикантов согласно международной классификации образуют канцерогенные полиароматические углеводороды (ПАУ), содержание которых только в протекторе легковых шин достигает 234,4 мг/кг.

     В связи с тем, что население зачастую использует отработанные автомобильные шины для устройства колодцев, в том числе и для получения питьевой воды, в лабораторных   условиях были проведены исследования миграции химических веществ из автомобильных шин различных типов (с тканевым и металлическим кордом) в водную среду.

     По результатам исследований содержание вредных веществ в вытяжках из различных образ-цов шин с тканевым кордом значительно отличается, при этом может значительно превышать гигиенические нормативы для питьевой воды.  Так содержание формальдегида в вытяжке достигает 13,2ПДК, нефтепродуктов - 1,3ПДК, а цинка – до 34ПДК. Понятно, что пить такую воду не рекомендуется.

     Также с осторожностью необходимо подходить к использованию воды, контактировавшей с шинами для полива сельскохозяйственных культур. Цинк легко усваивается растениями и его ПДК в почве установлена на уровне 23,0 мг/кг.

     При длительном поступлении в организм в больших количествах все соли цинк, могут вызывать отравление. Отравление цинком приводит к анемиям, задержке роста, бесплодию.

     Из шин с металлическим кордом, используемых в основном на грузовиках, значительно  выше уровень миграции металлов: бария, железа, цинка, кобальта, марганца, меди, свинца и стронция. Их концентрации в водных вытяжках превышают ПДК для питьевой воды в сотни и тысячи раз.

    Все эти вещества обладают биологической активностью: барий воздействует на почки и сердечнососудистую систему, железо – на желудочно-кишечный тракт и кровь, кобальт – на кровь, медь - на печень и желудочно-кишечный тракт, марганец – на ЦНС, кровь, свинец – на ЦНС, кровь, гормональную и нервную систему, стронций – на костную систему.

    Разумеется, в отношении реального использования отработанных автомобильных шин для устройства систем водоснабжения полученные в лабораторных условиях результаты будут относительными: миграция химических веществ в воду будет зависеть от площади контакта шин с водой, температуры и кислотности воды, величины водоразбора.

     Однако полученные результаты исследований миграции химических веществ из отработанных автомобильных шин в водную среду, а также имеющиеся данные об уровнях миграции органических веществ из автомобильных шин в атмосферу не позволяют рекомендовать их для повторного использования для бытовых нужд, в том числе в системах локального водоснабжения и при обустройстве рекреационных зон.

 

 

 

Версия для печати     Сохранить в DOC