НОВОСТИ
О COVID-19
О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ЦЕНТР)
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Инфотека (нормативная база в области защиты прав потребителей)
Судебные решения по вопросам защиты прав потребителей
 
Финансовая грамотность
Информация для потребителей
  
Защита прав потребителей в схемах
  
Образцы претензий (заявлений)
 
Памятка потребителю
ТЕСТ ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ТЕСТ НА ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПРЕЙСКУРАНТЫ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
ПРИЕМ КЛЕЩЕЙ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
ДОКУМЕНТЫ
АБИТУРИЕНТАМ
СТАТЬИ
УРОК ЗДОРОВЬЯ
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
ВАКАНСИИ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙИнформация для потребителей

       Приобретая бытовую технику, мобильные устройства, автомобиль, мебель и многое другое, а также при заключении договоров оказания услуг или выполнения работ, потребитель может столкнуться с тем, что приобретенный товар или оказанная услуга/выполненная работа оказались некачественными или нарушен срок передачи товара/оказания услуг (выполнения работ).

       Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

       Защита прав потребителей – это полный комплекс мер, закрепленных на законодательном уровне, направленных на регулирование правоотношений, возникающих между физическим лицом – потребителем товара или услуг для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, и изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера (далее по тексту Продавец).

       Закон применим к правоотношениям, возникающим по следующим основаниям:
- одной стороной правоотношений должен быть гражданин (потребитель), второй стороной -   организация/ индивидуальный предприниматель;
- гражданин (потребитель) должен приобрести товары (заказать услуги/работы) исключительно для   личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

      Основные права потребителя при приобретении некачественного товара.
      В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
       При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

       Основные права потребителя при оказании некачественных услуг/выполненных работ.
Согласно п.1 ст.29 Закона потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
       безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
       соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
       безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом      потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
       возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
       Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
       Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

       Дополнительные права потребителя.
Потребитель имеет право:
       потребовать от продавца выплаты неустойки/пени
- 0,5% (за нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара, п.3 ст.231 Закона),
- 1% (за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя при продаже некачественного товара, п.1 ст.23 Закона),
- 3% (за нарушение сроков выполнения работ/оказания услуг, п.5 ст.28 Закона);
       потребовать компенсации морального вреда, причиненного вследствие нарушения продавцом прав потребителя (ст.15 Закона);
       не оплачивать государственную пошлину при обращении в суд (п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ и п. 3 ст. 17 Закона);
       предъявить исковое заявление по своему выбору, - по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства, жительства или пребывания истца (потребителя), заключения или исполнения договора (п. 2 ст. 17 Закона).

       При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законном, суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п.6 ст.13 Закона).
В соответствии с действующим законодательством стороне в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (ст.100 Гражданско-процессуального кодекса РФ).

Версия для печати     Сохранить в DOC