НОВОСТИ
О COVID-19
О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ЦЕНТР)
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Инфотека (нормативная база в области защиты прав потребителей)
Судебные решения по вопросам защиты прав потребителей
 
Финансовая грамотность
Информация для потребителей
  
Защита прав потребителей в схемах
  
Образцы претензий (заявлений)
 
Памятка потребителю
ТЕСТ ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ТЕСТ НА ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПРЕЙСКУРАНТЫ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
ПРИЕМ КЛЕЩЕЙ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
ДОКУМЕНТЫ
АБИТУРИЕНТАМ
СТАТЬИ
УРОК ЗДОРОВЬЯ
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
ВАКАНСИИ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙИнформация для потребителей

В связи с обострившейся ситуацией, по внезапному приостановлению туроператорами своей деятельности, в связи с невозможностью исполнения свои обязательств перед туристами и заказчи-ками по договорам реализации туристского продукта, сообщаем следующее. Основные права тури-ста, в том числе, при подготовке к путешествию, и во время его совершения, включая транзит, оп-ределены ст. 6 Федерального закона № 132-ФЗ от 24.11.1996 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об основах туристской деятельности). К их числу относится право туриста на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом, которое реа-лизуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежа-щего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, мо-жет быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно. Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплата денежной суммы по банковской гарантии не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, кото-рые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» по-требитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения договора.
Турист имеет право самостоятельно обратиться к страховщику с заявлением о выплате денеж-ных средств. Заявление о возврате денежных средств пишется в произвольной форме, главная при-чина - не исполнение туроператором обязательств по организации тура.

В требовании туриста и (или) иного заказчика указываются:
- фамилия, имя и отчество туриста, а также сведения об ином заказчике (если договор о реали-зации туристского продукта заключался заказчиком);
- дата выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финан-сового обеспечения ответственности туроператора;
- номер договора о реализации туристского продукта и дата его заключения;
- наименование турагента (если договор о реализации туристского продукта заключался между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, действующим по поручению туроператора, но от своего имени);
- информация об обстоятельствах (фактах), свидетельствующих о неисполнении или ненадле-жащем исполнении туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта;
- ссылка на обстоятельства, предусмотренные статьей 17.4 Закона об основах туристской дея-тельности, послужившие причиной обращения туриста и (или) иного заказчика к страховщику или гаранту;
- размер денежных средств, подлежащих уплате туристу и (или) иному заказчику в связи с не-исполнением или ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализа-ции туристского продукта, в том числе размер реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в связи с его расходами по эвакуации;

К требованию турист и (или) иной заказчик прилагают следующие документы:
- копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законода-тельством Российской Федерации (с предъявлением оригинала указанных документов);
- копию договора о реализации туристского продукта (с предъявлением его оригинала);
- документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором (турагентом) обяза-тельств по договору о реализации туристского продукта.

Для исполнения своих обязательств по финансовому обеспечению страховщик не вправе требовать представления иных документов, за исключением документов, перечислен-ных выше.
Страховщик обязан удовлетворить требование туриста и (или) иного заказчика о выплате стра-хового возмещения по договору страхования ответственности туроператора не позднее 30 кален-дарных дней после дня получения указанного требования с приложением всех необходимых доку-ментов
Клиентам туроператора необходимо дождаться даты начала тура и, только если оператор не выполнит свои обязательства, обратиться к его финансовому гаранту за компенсацией.
У  туриста уже заключившего договор с данным туроператором есть право расторгнуть данный договор в одностороннем порядке до начала путешествия (на основании п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 32 Закона Российской Федерации «О защите прав потребите-лей») при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Если исполнитель отказывается удовлетворить требования в добровольном порядке, спор в со-ответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть разрешен только су-дом.

Согласно общим правилам ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира, установленным пунктом 1 статьи 795 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибы-тия такого транспортного средства в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере два-дцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты тру-да* за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не до-кажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воз-душного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоя-тельств, не зависящих от перевозчика.

При решении вопроса о том, явилось или не явилось неисполнение обязательства по перевозке прямым следствием, так называемой непреодолимой силы, необходимо исходить из ее определения, приведенного в пункте 3 статьи 401 ГК РФ, т.е. из фактического наличия «чрезвычайных и непре-дотвратимых при данных условиях обстоятельств».
Бремя доказывания существования обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответствен-ности перед пассажиром, также как и отсутствия связанной с этим вины, в любом случае - прямая обязанность перевозчика, которая не может быть переложена на пассажира (см. в этой связи также положения пункта 2 статьи 401 ГК РФ и пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Особо следует иметь в виду, что пунктом 2 статьи 795 ГК РФ закреплено правило, согласно ко-торому «в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного сред-ства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату».

В целях досудебного взыскания штрафа, предусмотренного статьей 120 ВК РФ, перевозчику пассажиром в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя предъявляется претензия в соответствии со статьей 124 ВК РФ. Причем согласно положе-ниям статьи 126 ВК РФ при внутренних воздушных перевозках претензии могут быть предъявлены в течение шести месяцев.
Иски к перевозчику согласно соответствующему правилу, содержащемуся в части 3 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предъявляются в суд по месту на-хождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.
Информация о задержке или отмене рейса, а также о причинах задержки или отмены рейса до-водится до пассажиров перевозчиком или организацией, осуществляющей аэропортовую деятель-ность (обслуживающей организацией), непосредственно в аэропорту в визуальной и/или акустиче-ской форме (пункт 92 ФАП).

Перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в проме-жуточных пунктах следующие услуги:
- предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
- два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух ча-сов;
- обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;
- размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;
- доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
- организация хранения багажа».
Все эти услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

В соответствии с п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполне-ния обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор
В связи с этим, по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных пере-возок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор.

Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Вологодской области» в г. Великий Устюг
Консультационный пункт для потребителей
Адрес: г. Великий Устюг, ул. Сахарова, д. 29, кб. 15
Телефон: (8 817 38) 2-18-78 


 

Версия для печати     Сохранить в DOC