О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ДОКУМЕНТЫ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
СТАТЬИ
ТУРИСТАМ
АБИТУРИЕНТАМ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Инфотека (нормативная база в области защиты прав потребителей)
Судебные решения по вопросам защиты прав потребителей
Информация для потребителей
  
Защита прав потребителей в схемах
  
Образцы претензий (заявлений)
 
Памятка потребителю
ПРЕСС-ЦЕНТР
Грипп и ОРВИ
Всероссийская неделя сбережений
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙИнформация для потребителей

В связи с обострившейся ситуацией, по внезапному приостановлению туроператорами своей деятельности, в связи с невозможностью исполнения свои обязательств перед туристами и заказчи-ками по договорам реализации туристского продукта, сообщаем следующее. Основные права тури-ста, в том числе, при подготовке к путешествию, и во время его совершения, включая транзит, оп-ределены ст. 6 Федерального закона № 132-ФЗ от 24.11.1996 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об основах туристской деятельности). К их числу относится право туриста на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом, которое реа-лизуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежа-щего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, мо-жет быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно. Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплата денежной суммы по банковской гарантии не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, кото-рые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» по-требитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения договора.
Турист имеет право самостоятельно обратиться к страховщику с заявлением о выплате денеж-ных средств. Заявление о возврате денежных средств пишется в произвольной форме, главная при-чина - не исполнение туроператором обязательств по организации тура.

В требовании туриста и (или) иного заказчика указываются:
- фамилия, имя и отчество туриста, а также сведения об ином заказчике (если договор о реали-зации туристского продукта заключался заказчиком);
- дата выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финан-сового обеспечения ответственности туроператора;
- номер договора о реализации туристского продукта и дата его заключения;
- наименование турагента (если договор о реализации туристского продукта заключался между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, действующим по поручению туроператора, но от своего имени);
- информация об обстоятельствах (фактах), свидетельствующих о неисполнении или ненадле-жащем исполнении туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта;
- ссылка на обстоятельства, предусмотренные статьей 17.4 Закона об основах туристской дея-тельности, послужившие причиной обращения туриста и (или) иного заказчика к страховщику или гаранту;
- размер денежных средств, подлежащих уплате туристу и (или) иному заказчику в связи с не-исполнением или ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализа-ции туристского продукта, в том числе размер реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в связи с его расходами по эвакуации;

К требованию турист и (или) иной заказчик прилагают следующие документы:
- копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законода-тельством Российской Федерации (с предъявлением оригинала указанных документов);
- копию договора о реализации туристского продукта (с предъявлением его оригинала);
- документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором (турагентом) обяза-тельств по договору о реализации туристского продукта.

Для исполнения своих обязательств по финансовому обеспечению страховщик не вправе требовать представления иных документов, за исключением документов, перечислен-ных выше.
Страховщик обязан удовлетворить требование туриста и (или) иного заказчика о выплате стра-хового возмещения по договору страхования ответственности туроператора не позднее 30 кален-дарных дней после дня получения указанного требования с приложением всех необходимых доку-ментов
Клиентам туроператора необходимо дождаться даты начала тура и, только если оператор не выполнит свои обязательства, обратиться к его финансовому гаранту за компенсацией.
У  туриста уже заключившего договор с данным туроператором есть право расторгнуть данный договор в одностороннем порядке до начала путешествия (на основании п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 32 Закона Российской Федерации «О защите прав потребите-лей») при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Если исполнитель отказывается удовлетворить требования в добровольном порядке, спор в со-ответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть разрешен только су-дом.

Согласно общим правилам ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира, установленным пунктом 1 статьи 795 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибы-тия такого транспортного средства в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере два-дцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты тру-да* за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не до-кажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воз-душного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоя-тельств, не зависящих от перевозчика.

При решении вопроса о том, явилось или не явилось неисполнение обязательства по перевозке прямым следствием, так называемой непреодолимой силы, необходимо исходить из ее определения, приведенного в пункте 3 статьи 401 ГК РФ, т.е. из фактического наличия «чрезвычайных и непре-дотвратимых при данных условиях обстоятельств».
Бремя доказывания существования обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответствен-ности перед пассажиром, также как и отсутствия связанной с этим вины, в любом случае - прямая обязанность перевозчика, которая не может быть переложена на пассажира (см. в этой связи также положения пункта 2 статьи 401 ГК РФ и пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Особо следует иметь в виду, что пунктом 2 статьи 795 ГК РФ закреплено правило, согласно ко-торому «в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного сред-ства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату».

В целях досудебного взыскания штрафа, предусмотренного статьей 120 ВК РФ, перевозчику пассажиром в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя предъявляется претензия в соответствии со статьей 124 ВК РФ. Причем согласно положе-ниям статьи 126 ВК РФ при внутренних воздушных перевозках претензии могут быть предъявлены в течение шести месяцев.
Иски к перевозчику согласно соответствующему правилу, содержащемуся в части 3 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предъявляются в суд по месту на-хождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.
Информация о задержке или отмене рейса, а также о причинах задержки или отмены рейса до-водится до пассажиров перевозчиком или организацией, осуществляющей аэропортовую деятель-ность (обслуживающей организацией), непосредственно в аэропорту в визуальной и/или акустиче-ской форме (пункт 92 ФАП).

Перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в проме-жуточных пунктах следующие услуги:
- предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
- два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух ча-сов;
- обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;
- размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;
- доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
- организация хранения багажа».
Все эти услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

В соответствии с п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполне-ния обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор
В связи с этим, по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных пере-возок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор.

Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Вологодской области» в г. Великий Устюг
Консультационный пункт для потребителей
Адрес: г. Великий Устюг, ул. Сахарова, д. 29, кб. 15
Телефон: (8 817 38) 2-18-78 


 

Версия для печати     Сохранить в DOC