О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ДОКУМЕНТЫ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
СТАТЬИ
ТУРИСТАМ
АБИТУРИЕНТАМ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Инфотека (нормативная база в области защиты прав потребителей)
Судебные решения по вопросам защиты прав потребителей
Информация для потребителей
  
Защита прав потребителей в схемах
  
Образцы претензий (заявлений)
 
Памятка потребителю
ПРЕСС-ЦЕНТР
Грипп и ОРВИ
Всероссийская неделя сбережений
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙИнформация для потребителей

Ежедневно тысячи людей посещают как крупные торговые сети, так и мелкие розничные магазинчики рядом с домом. Целью любого продавца является продать товар, несмотря на его качество, а главная задача покупателя – выбрать среди представленного ассортимента тот товар, который устроит по всем параметрам. Они известны всем и давно: это качество и цена. Зачастую бывает так, что эти параметры совершенно не соотносятся. Чтобы уменьшить сумму денег, потраченных на покупки, в супермаркетах всегда нужно быть очень внимательной. Уловок у торговых сетей множество. Всех их перечесть трудно, но некоторые самые часто используемые, все-таки нужно помнить. Над этим и работают маркетологи.

Этикетка. Одна из самых распространенных уловок многих магазинных сетей это переклеивание ценников и перебивание сроков годности. Особенно часто такие трюки проделываются с различными видами нарезок, изготавливаемых прямо в магазине. Один раз нарезав и упаковав колбасу или дорогой сорт сыра, выбрасывать его после допустимого срока хранения, а это всего пара суток, не хочется, поэтому ценники с указанием даты упаковки и ценой могут заменять на новые. Купив такую продукцию, вряд ли кто-то останется довольным, поэтому если вы хотите приобрести свежий товар, то всегда простите нарезать и упаковать продукт при вас. Времени это занимает немного, а здоровье сохраните. На товарную упаковку просроченного товара наклеивают новую этикетку, поверх старой. Часто вторая этикетка также является отличной возможностью обвесить покупателя (в супермаркете товар в упаковке перевешивают, после чего покупателю предлагается заплатить еще и за упаковку). Стоит ли говорить о том что этикетка супермаркета клеится на место, где производитель товара нанес дату производства продукта. Если у вас есть малейшее подозрение в том что товар просрочен и что на нем целая серия этикеток — смело срывайте их, вам никто ничего не скажет.

Тележки. За последние 40 лет площадь дна обычной тележки для продуктов увеличилась практически вдвое. Всему виной психологическая особенность человека — он чувствует дискомфорт от того что дно тележки оказывается незаполненным. Поэтому если вы зашли в супермаркет за молоком и хлебом никогда не берите тележку, она станет настоящим психологическим якорем.

Дети. Еще один способ давления на покупателя являются дети. Вас не удивляет обилие специальных детских корзинок на входе и острое желание маркетологов всеми силами привлечь в торговый центр целую семью, разумеется с ребенком. Малышу, как известно, хочется все и сразу, так что родители обязательно купят ему все что он попросит. А еще можете внимательно присмотреться к стендам у кассы: они немного ниже любых других стендов и на них находятся различные разноцветные вещички — все как раз для детских ручек. Достаточно просто оставить малыша дома и пообещать ему вкусненького — это поможет не покупать ненужных вещей.

Музыка. Как известно мелодия бывает разная, так в отделе с дорогими винами она спокойная и расслабленная, в других отделах она более динамичная и активная. Покупательская способность зависит в том числе и от музыки. Спокойная музыка навевает уверенность в себе и желание потратить деньги на большую покупку (например, на бутылку дорогого алкоголя). Быстрая музыка побуждает схватить все что лежит и скорей бросить это в тележку). Не поддавайтесь на эти уловки!

Витрины. Любой супермаркет тщательно продумывается с целью максимально запутать покупателя и заставить его пройти максимально большое расстояние, непроизвольно заполняя свою тележку ненужными товарами. Наверняка все знают о том, что все крупные магазины построены по змеевидному принципу, когда у покупателя не остается ни единой возможности дойти до выхода, кроме как пройти весь магазин. Многие супермаркеты строятся аналогично — самые востребованные стеллажи (с хлебом и молоком) располагаются в конце лабиринта, когда тележка уже значительно пополнилась всякой ерундой. Собираясь за хлебом и молоком сразу идите за хлебом и молоком, без прогулок между стеллажами. А еще составляйте списки покупок и твердо следуйте ему. Старательно избегайте узких мест, в которых “случайно” оказались складированными продукты, в этом месте образуется пробка, и ожидая пока она рассосется, вы машинально купите несколько ненужных товаров.

Прилавки. С полками связано сразу несколько трюков. Прежде всего самые дорогие товары располагаются на уровне глаз, так как покупатели не очень-то любят нагибаться и тянуться за своими товарами. Другой любимый способ обмануть — сместить ценники на полках влево или вправо, когда напротив востребованных товаров стоят ценники от других, более дешевых товаров. В таких случаях обман раскрывается либо на кассе, либо дома. А еще часто в столбце однотипных товаров на первое место выставляется товар с истекающим сроком годности — «человек ест» и не видит.

Кафе. Многие супермаркеты предлагают отдохнуть в маленькой уютной кафешке, с дорогим кофе и вкусными, но не менее дорогими пирожными — вы вряд ли планировали эти расходы.

Зеркала. На многих витринах есть специальная система освещения и зеркал, создающая товарам притягательный вид. Ничего плохого в этом нет, однако не стоит лететь на мягкий свет ламп словно мотылек на огонек.

Лотереи и акции. Неужели вы думаете, что покупая три пачки кофе ради крутой белой кружки с логотипом, вы совершаете выгодную покупку? Акции, специальные предложения, распродажи и дегустации призваны поскорей распродать лежалый товар — советуем обходить их стороной.

Обвес. Это самый любимый способ обмануть покупателя. Возьмем, к примеру, фрукты: с каждым днем нахождения на прилавке они немного усыхают и уменьшают свой вес. Поэтому стоит сторониться заранее взвешенных фруктов в упаковках. Конфеты, цукаты, печенье и прочие развесные товары обвешиваются более явно, минимум на 40-50 грамм на кило (можете проверить на контрольных весах). Рыба и морепродукты (к примеру, креветки) во льду впитывают в себя влагу и становятся тяжелее. Мука и сахар также «случайно» отсыревают перед расфасовкой.

Сумки. Одна из самых неприятных процедур во время похода супермаркет — просьба охранника открыть и продемонстрировать ему содержимое вашей сумки. запомните — вы не только не обязаны это делать, охранник супермаркета вообще не имеет право досматривать вас или требовать показать ему ваши вещи, это может сделать только сотрудник милиции в присутствии двух понятных вашего пола. На попытку досмотреть вас вы можете смело заявлять ему не будете делать это без присутствия полиции — в 99% случаев это действует на охранника отрезвляюще. На настойчивую попытку досмотреть вас можете прямо заявить следующее: «Я хотел бы чтобы во время моего досмотра присутствовал администратор магазина и начальник охраны — им же потом передо мной письменно извиняться за вашу некорректную работу». После этого обычно вопросов не возникает. Вы также не обязаны сдавать ничего в ячейки хранения и можете проходить в торговый зал даже с туристическим чемоданом. А если и сдали, знайте — не смотря на всякие бумажки о том что администрация не несет ответственности за сохранность вещей, на самом деле все совсем наоборот, супермаркет всю несет полную ответственность.

Авария. Иногда товар опят же “совершенно случайно” оказывается поставлен так, что пройти мимо и не задеть его практически невозможно (чаще всего такое происходит в отделе вино-водочной продукции). После “аварии” к “провинившемуся” подскакивают охранник с продавщицей, предлагая оплатить причиненный ущерб. Запомните, ответственность покупателя за товар наступает только после его оплаты и получения, так что за любые не намеренные повреждения в торговом зале платит только продавец.

Воровство. Покупая большое количество товара, оплатив его и сложив в пакеты, выходя из супермаркета вы вдруг слышите вой сирен и подбегающих охранников. Оказывается кассир “забыла” пробить вам какой-нибудь плавленый сырок, а теперь вы совершили настоящее хищение. Доказать на месте вы ничего не сможете, и теперь у вас есть два выбора: либо договариваться с охранниками (мы же понимаем что этот спектакль затевался только ради этого), либо ждать полицию, а после заплатить штраф по суду. Аналогичная ситуация может произойти с карманами, но уже по вашей вине. Не забудьте на кассе прощупать свои карманы, особенно если вы прогулялись по супермаркету без тележки — вы могли случайно сунуть в карман шоколадный батончик (по сути это обычное мелкое воровство).

Касса. Касса это самое распространенное место для воровства и обмана. На кассе вам могут пробить один и тот же товар два раза, пробить вместо одного товара другой (не обязательно совсем другой, могут пробить просто слегка отличающийся и чуть более дорогой). Перед тем как кассир начнет пробивать ваши покупки обязательно посмотрите чтобы на мониторе высвечивался «НОЛЬ». Пока кассир пробивает покупки, внимательно смотрите на то, что она пробивает, копаться в кошельках будете позже. Если кассир не чиста на руку, при подобном внимании к своей персоне она не решится вас обмануть. После того как расплатитесь за покупку и получите чек, обязательно сверьте то что на нем написано с содержимым лотка с продуктами — в чеке не должно быть лишних продуктов или шести йогуртов вместо пяти.


Ветрова Е.К.
Юрисконсульт
Консультационного пункта для потребителей

Версия для печати     Сохранить в DOC