НОВОСТИ
О COVID-19
О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ЦЕНТР)
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Инфотека (нормативная база в области защиты прав потребителей)
Судебные решения по вопросам защиты прав потребителей
 
Финансовая грамотность
Информация для потребителей
  
Защита прав потребителей в схемах
  
Образцы претензий (заявлений)
 
Памятка потребителю
ТЕСТ ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ТЕСТ НА ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПРЕЙСКУРАНТЫ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
ПРИЕМ КЛЕЩЕЙ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
ДОКУМЕНТЫ
АБИТУРИЕНТАМ
СТАТЬИ
УРОК ЗДОРОВЬЯ
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
ВАКАНСИИ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙИнформация для потребителей

3 сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ, которым вводится институт уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (финансового уполномоченного).
Финансовый уполномоченный будет в досудебном порядке рассматривать обращения потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги. При этом под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Финансовый уполномоченный будет заниматься урегулированием споров физических лиц до суда с имущественными претензиями в отношении страховых организаций (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно ОМС), микрофинансовых организаций, кредитных потребкооперативов, ломбардов, кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов, а также финансовых организаций, взаимодействующих с ним на добровольной основе, если:
- размер требований потребителя о взыскании денежных сумм не превышает 500 тыс. руб., споры по ОСАГО подлежат рассмотрению вне зависимости от суммы, и
- если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более 3 лет.
В указанном случае обращение потребителя к финансовому уполномоченному до подачи иска в суд обязательно.

До направления обращения финансовому уполномоченному потребитель финансовых услуг должен направить претензию в финансовую организацию (в письменной или электронной форме). После получения ответа либо в случае его неполучения по истечении установленного срока потребитель может обратиться к финансовому уполномоченному. Обращение можно подать в электронном виде, а также через МФЦ.

Законом установлены требования к оформлению таких обращений, определены процедура и сроки их рассмотрения, порядок взаимодействия финансовых уполномоченных с финансовыми организациями, перечень случаев, когда обращение не подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным.
Отметим, что обращение может быть направлено и в отношении договоров, которые были заключены до дня вступления в силу рассматриваемого закона - 03.09.2018 (услуг, которые были оказаны или должны были быть оказаны до этой даты).

Принимать и рассматривать обращения финансовый уполномоченный будет бесплатно. Исключение - обращения, поданные лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.

Решения финансовых омбудсменов обязательны для финансовых организаций. В случае их неисполнения финансовый уполномоченный будет выдавать потребителю исполнительный документ (удостоверение) для обращения к судебному приставу-исполнителю за принудительным исполнением. При этом за неисполнение в добровольном порядке решения финансового уполномоченного с финансовой организации может быть взыскан штраф (через суд).

В случае несогласия с решением финансового омбудсмена потребитель вправе обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении. Финансовая организация также сможет в судебном порядке обжаловать решение финансового уполномоченного в случае несогласия с ним.

В Законе также определены требования к финансовым уполномоченным и порядок их назначения. Их будет несколько: главный финансовый уполномоченный и финансовые уполномоченные в определенных сферах финансовых услуг. Деятельность финансовых уполномоченных будет финансироваться за счет имущественных взносов ЦБ РФ, обязательных взносов финансовых организаций, платы за рассмотрение уполномоченным обращений третьих лиц, которым уступлено право требования потребителя к финансовой организации, других поступлений. Для обеспечения работы финансовых уполномоченных до 3 декабря 2018 года должна быть создана соответствующая служба.

Предусматривается поэтапное вступление закона о финансовом уполномоченном в силу для разных типов финансовых организаций. Страховые компании в части ОСАГО и других видов страхования средств наземного транспорта обязаны присоединиться с 1 июня 2019 года, все остальные виды страхования — с 28 ноября 2019 года. С 2020 года такая обязанность появится у микрофинансовых организаций. Банки, негосударственные пенсионные фонды, потребительские кооперативы и ломбарды присоединятся последними — в январе 2021 года. с 3 декабря 2018 года любые финансовые организации (в том числе и вышеназванные) могут начать взаимодействовать с финансовым омбудсменом на добровольной основе.
 

 

Версия для печати     Сохранить в DOC