За 2018 год в Консультационном центре и пунктах для потребителей оказано 3794 консультации по вопросам защиты прав потребителей. Структура обращений потребителей: • 2143 – 56,5 % по вопросам продажи непродовольственных товаров, в том числе продажа технически-сложных товаров, мобильных телефонов, обуви, одежды, мебели, строительных материалов и изделий, парфюмерно-косметических товаров, игрушек, пластиковые окна и пр.; • 519 – 13,6 % по общим вопросам применения положений законодательства о защите прав потребителей; • 435 – 11,5 % по вопросам оказания финансовых услуг; • 274 - 7,2 % по вопросам жилищно-коммунальных услуг; • 101 - 2,7 % по вопросам оказания бытовых услуг; • 101- 2,7 % по продаже товаров дистанционным способом; • 86 – 2,3 % по вопросам продажи продовольственных товаров; • 80 -2,1 % по вопросам установки пластиковых окон; • 62 – 1,6 % по вопросам оказания медицинских услуг. • 53 - 1,4 % по вопросам оказания туристских услуг; • 56 – 1,5 % по вопросам долевого строительства жилья. Характер и существо поступающих обращений граждан свидетельствует о том, что потребители в большей степени не обладают достаточными знаниями в области потребительского законодательства, в механизме реализации своих прав, способах и методах их защиты. В этой связи возникает необходимость проведения систематической разъяснительной работы с хозяйствующими субъектами, которая должна обеспечить профилактику нарушений прав потребителей, разрешение потребительских споров в рамках правового поля, досудебное удовлетворение законных требований потребителей. Уже на этапе заказа (покупки, приобретения) товаров, работ, услуг, потребители обладают слабой потребительской правовой грамотностью, в связи с чем они не в состоянии сделать правильный выбор при приобретении товаров, заказе работ или услуг и, как следствие, в дальнейшем не могут отстоять свои права, в т.ч. самостоятельно, либо отстаивание прав потребителей весьма затрудняется. Слабая потребительская грамотность граждан при приобретении товаров, заказе работ или услуг, может выражаться в различных формах, в частности: - в самонадеянности или небрежности потребителя при приобретении товара, работы, услуги, а именно в нежелании потребителя оценить необходимость приобретения имеющегося товара либо в нежелании знакомиться с предоставляемыми продавцом, изготовителем, исполнителем документами (например, договором); - в невнимательности потребителя при приобретении товара, работы, услуги (например, невнимательное прочтение договоров или осмотр передаваемого товара); - в поспешности приобретения товара, заказе работ или услуг, производимой либо в силу названных обстоятельств, либо в силу уговоров, убеждений, обмана продавцом потребителя (например, убеждений продавца в эксклюзивности, исключительности, дефиците реализуемого продавцом товара, работы, услуги; обмане продавца, выраженном в незаконном вменении потребителю обязанности заключить тот или иной договор (заказать работу или услугу)); - в чрезмерной доверчивости потребителя к продавцу, сопряженной с объективной и субъективной неспособностью потребителя определить функциональные и иные показатели (характеристики) приобретаемого товара для целей установления необходимости его приобретения и его соответствия требованиям, которые предъявляет к товару потребитель (свойствами, которыми потребитель хочет, чтобы обладал предполагаемый к покупке товар с учетом потребностей потребителя). Причиной слабой правовой грамотности зачастую является банальное незнание потребителем действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей либо поверхностное знание данного законодательства. Эти обстоятельства зачастую являются следствием обычного нежелания потребителя изучать законодательство в сфере защиты прав потребителей. Например, достаточно часто возникают такие случае, когда потребитель не знает, какой из представленных товаров ему лучше приобрести и он спрашивает совета у продавца. Однако, впоследствии оказывается, что продавец посоветовал ему не подходящий для потребителя товар (например, в действительности товар не обладает какими-либо свойствами, о которых говорил продавец или же товар не обладает теми свойствами, желании наличия которых потребитель устно сообщил продавцу), или товар, который по сравнению с другими товарами хотя и отвечает требованиям потребителя относительно функционального назначения, свойств, технических характеристик и иных качественных показателей товара, но по сравнению с другими товарами (аналогичными по качеству) имеет цену выше, чем указанные аналогичные товары, которые тоже могли подойти потребителю; и др. При индивидуальном консультировании и посредством использования сети Интернет Консультационным центром для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» для целей обеспечения правильного и осознанного выбора товаров, работ, услуг потребителям разъясняется необходимость и важность получения от продавцов исполнителей, изготовителей и др. всей необходимой и достаточной информации о товаре, работе, услуге до заключения соответствующего договора, а также потребителям сообщается о необходимости изучения потребительского законодательства, в т.ч. Закона «О защите прав потребителей» во избежание возможности возникновения конфликтных ситуаций в дальнейшем с продавцами, изготовителями, исполнителями. |