НОВОСТИ
О COVID-19
О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ЦЕНТР)
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Инфотека (нормативная база в области защиты прав потребителей)
Судебные решения по вопросам защиты прав потребителей
 
Финансовая грамотность
Информация для потребителей
  
Защита прав потребителей в схемах
  
Образцы претензий (заявлений)
 
Памятка потребителю
ТЕСТ ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ТЕСТ НА ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПРЕЙСКУРАНТЫ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
ПРИЕМ КЛЕЩЕЙ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
ДОКУМЕНТЫ
АБИТУРИЕНТАМ
СТАТЬИ
УРОК ЗДОРОВЬЯ
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
ВАКАНСИИ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙИнформация для потребителей

В настоящее время  существенно возросли риски для потребителей финансовых услуг, особенно в области кредитования. Финансовая грамотность населения и эффективная защита прав потребителей в финансовой сфере имеют решающее значение для повышения финансовой безопасности граждан.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять денежными средствами.

При этом необходимо:
- Уделять большое внимание выбору банка для оказания финансовых услуг. Например, в одном банке будут лучше условия для депозита, в другом – для кредита.
- Выбирать нужно только те банковские продукты, которые выгодны вам, а не банку. Пользуйтесь только теми услугами, которые вам, во-первых, нужны, а во-вторых, выгодны.
- Перед тем как поставить подпись в представленных документах, необходимо их тщательно изучить (прочитать). Какие бы «хорошие» отношения с банком у вас не были, когда речь идет о деньгах, лучше использовать принцип «Доверяй, но поверяй!».

Основными нормативными актами, регулирующими защиту прав потребителей в сфере финансовых услуг в Российской Федерации, являются Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон «О защите прав потребителей».

Какие же основные права имеет потребитель при оказании финансовых услуг?

Право на информацию
Согласно Закону «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).      Кроме этого, данным Законом установлены перечни информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) соответственно, которую изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до потребителя. Исполнитель обязан предоставлять потребителю информацию об обстоятельствах, которые могут оказать влияние на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок. Также Законом регламентирована ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге).

Право на безопасность
Для финансовых услуг безопасность обеспечивается закреплением в законах по конкретным видам финансовых услуг основных принципов их предоставления, стандартных и обязательных условий договоров на предоставление финансовых услуг, условий, не допустимых в договорах оказания услуг.

Право на выбор
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. Несмотря на то, что законодательно закреплен запрет «обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)», в российской практике по-прежнему нередки попытки пакетирования финансовых услуг.

Согласно Закона «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (в том числе в финансовой сфере) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Функции такого органа выполняет Роспотребнадзор.
Суды осуществляют свои полномочия в сфере защиты прав потребителей в случае, если не удалось добиться защиты прав в досудебном (претензионном) порядке. Потребитель финансовых услуг по своему усмотрению может выбрать порядок урегулирования спора и имеет право сразу обратиться с иском в суд, не предъявляя предварительных претензий к финансовой организации. Потребитель финансовых услуг может предъявлять иск в суд сам (лично) или через представителя, который действует в суде на основании доверенности. При этом потребитель финансовых услуг вправе привлекать Роспотребнадзор к участию в деле для дачи заключения в целях защиты прав потребителей. Потребители по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За разъяснениями в целях защиты своих прав потребители финансовых услуг могут обращаться в Консультационный центр по телефону 75-32-98. Личный прием граждан по вопросам защиты прав потребителей осуществляется по адресу: г. Вологда, ул. Яшина, д.1а, каб.311 режим работы: с понедельника по пятницу с 8:30 до 12:30 и с 13:00 до 17:00.

Версия для печати     Сохранить в DOC