О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ДОКУМЕНТЫ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
СТАТЬИ
ТУРИСТАМ
АБИТУРИЕНТАМ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Инфотека (нормативная база в области защиты прав потребителей)
Судебные решения по вопросам защиты прав потребителей
Информация для потребителей
  
Защита прав потребителей в схемах
  
Образцы претензий (заявлений)
 
Памятка потребителю
ПРЕСС-ЦЕНТР
Грипп и ОРВИ
Всероссийская неделя сбережений
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙИнформация для потребителей
С 1 января 2013 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006, которым утверждены новые Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее – Правила).
     
Юридическая сила нового документа распространяется на медицинские учреждения независимо от их формы собственности, в том числе и на государственные лечебно-профилактические учреждения.
     
Новыми Правилами введено такое понятие, как «заказчик» - это физическое или юридическое лицо, заказывающее, приобретающее платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя. В качестве заказчика может выступать, например, работодатель, спонсор, родственники пациента и т.д.
      
Перед тем как заключить договор, гражданин, обратившийся в медицинское учреждение, как потребитель заинтересован в том, чтобы получить доступную и достоверную информацию о предлагаемых платных услугах, и учреждение не вправе ему отказать в этом (раздел III Правил).
     
Медицинское учреждение обязано предоставить сведения о своем местонахождении с указанием документа, подтверждающего факт внесения сведений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
 
Обязательным является также предоставление сведений о лицензии на осуществление медицинской деятельности. Медицинское учреждение обязано указать номер и дату регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, адрес места нахождения и телефон выдавшего её лицензирующего органа.
     
До сведения потребителя должны быть доведены: перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, порядок и условия предоставления медицинской помощи, сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации; режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих  в предоставлении платных медицинских услуг.
     
Согласно новым Правилам, до заключения договора медицинское учреждение в письменной форме должно уведомить гражданина о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу, могут снизить её качество, повлечь за собой невозможность её завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя этой медицинской услуги.
     
Следующий этап – заключение договора.
     
По своему предназначению и содержанию договор на оказание платных медицинских услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг, который регулируется нормами гл. 39 ГК РФ. Условия договора оказания платных медицинских услуг не должны вступать в противоречие с нормами гражданского законодательства.
     
В соответствии с п. 17 Правил в договоре на оказание платных медицинских услуг должны быть предусмотрены следующие ключевые моменты:
 ? перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;
 ? стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;
 ? условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;
 ? должность, фамилию, имя и отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись;
 ? ответственность сторон за невыполнение условий договора;
 ? порядок изменения и расторжения договора.
 
Обратим внимание на главные моменты.
      
Во-первых, в соответствии с ГК РФ и Законом «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказывать услуги лично, однако условиями договора может быть предусмотрено иное, например, возможность перепоручить оказание услуг третьим лицам.
       
Во-вторых, оплата услуг производится в порядке и на условиях, которые закреплены в договоре. Данное условие не предоставляет сторонам договора иного варианта расчетов за оказанные услуги иначе, чем на согласованных сторонами условиях.
    
В-третьих, заказчик вправе отказаться от исполнения условий заключенного договора при условии возмещения фактически понесенных исполнителем расходов (п. 22 Правил). При этом договор расторгается и исполнитель информирует потребителя (заказчика) о расторжении договора.
      
В новых Правилах вопрос ответственности рассмотрен преимущественно с позиции исполнителя, то есть медицинского учреждения. Оно несет ответственность перед пациентом (раздел VI Правил):
 ? за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору;
 ? за причинение вреда здоровью и жизни потребителя.
   
Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
Необходимо отметить, что при несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору: назначить новый срок оказания услуги; потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги; потребовать исполнения услуги другим специалистом; расторгнуть договор и потребовать возмещение убытков.
     
Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки. По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса. Претензии и споры, возникшие между потребителем и медицинским учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке.
     
Контроль за соблюдением данных  Правил осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий.
Версия для печати     Сохранить в DOC