Согласно Постановлению Правительства РФ № 55 от 19.01.1998, парфюмерно-косметические товары надлежащего качества не подлежат обмену или возврату в течение 14 дней. Поэтому, покупателю подобного товара необходимо помнить, что вернуть его в магазин можно только в том случае, если в нем есть недостатки, либо если при покупке (то есть в момент заключения договора) не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре. Парфюмерно-косметическое изделие - препарат или средство, предназначенное для нанесения (с помощью вспомогательных средств или без их использования) на различные части человеческого тела (кожу, волосяной покров, ногти, зубы, губы, слизистую оболочку полости рта) с единственной или главной целью их очищения, придания им приятного запаха, изменения их внешнего вида, защиты и сохранения в хорошем состоянии. Какую информацию должен предоставить потребителю продавец парфюмерно-косметических товаров? В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 (далее Закон), потребителю должна быть своевременно предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах, которая призвана обеспечить возможность их правильного выбора. Согласно ГОСТу Р 51391-99, а также Постановлению Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55, информация о товаре, размещенная на упаковке, этикетке изделия, открытке или листе-вкладыше, должна содержать следующие сведения: • наименование товара, его название (если есть) и информацию о его назначении; • фирменное наименование, сведения о месте нахождения изготовителя и месте нахождения организации, уполномоченной изготовителем принимать претензии от потребителей; • данные о сроке годности изделия; • сведения о входящих в состав изделия веществах; • информация о способах действия этого парфюмерно-косметического продукта и эффекте после его применения; • данные об ограничениях (противопоказаниях) при применении этого продукта; • товарный знак изготовителя (если есть); • данные о массе нетто, объеме, количестве единиц товара; • указание нормативного или технического документа, определяющего требования к качеству этого товара; • сведения о сертификации; • рекомендации по правильному применению продукта и предостережения; • рекомендации по хранению товара для той продукции, которая требует специальных условий хранения. Правила продажи парфюмерно-косметических товаров Продавец должен предоставить покупателю возможность ознакомиться с запахом духов, одеколона, туалетной воды, а также другими свойствами и характеристиками реализуемых товаров. При этом могут использоваться пропитанные душистой жидкостью лакмусовые бумажки, предоставляемые изготовителем образцы-понюшки. Если товар находится в целлофановой упаковке или обернут фирменной лентой, то продавец должен предложить покупателю проверить содержимое упаковки, сняв при этом целлофан или фирменную ленту. Проверку, как функционирует аэрозольная упаковка, осуществляет сам продавец в присутствии покупателя. Права потребителя при обнаружении недостатков в парфюмерно–косметических товарах. Недостаток товара – это несоответствие товара: • предусмотренным законом обязательным требованиям к такому товару; • условиям договора (договор может не заключаться вообще или не соответствовать предъявляемым к нему требованиям); • целям, для которых товар такого рода обычно используется; • целям, которые преследует при покупке товара потребитель (при условии, что он информировать он этом продавца); • образцу или его описанию, если товар продается по образцу или его описанию. В соответствии со ст. 18 Закона в случае обнаружения недостатков в товаре (если продавец не предупредил покупателя о них заранее) потребитель вправе: • потребовать замены этого изделия на товар такой же марки (модели и (или) артикула); • потребовать замены этого изделия на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом цены продажи; • потребовать соразмерного уменьшения цены продажи приобретенного товара; • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Что такое срок годности товара и кто его устанавливает? Срок годности товара - период, по истечении которого парфюмерно–косметические товары становятся непригодными для использования их по назначению. Срок годности устанавливает изготовитель парфюмерно–косметических товаров. Он обязан гарантировать соответствие изделия требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителя, а также сохранность потребительских свойств при соблюдении условий хранения. Как действовать потребителю, если после покупки он обнаружил в парфюмерно-косметическом товаре недостатки? Необходимо обратиться к продавцу товара (изготовителю, уполномоченной организации и т.д.) с письменной претензией, составленной в двух экземплярах. В ней должно быть указано то предусмотренное Законом РФ «О защите прав потребителей» требование, которое было нарушено. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу, либо направить ему заказным письмом с уведомлением. Если письмо с претензией вручается лично, продавец должен указать число, должность, Ф.И.О. того, кто принял этот документ. Продавец (уполномоченная организация и т.д.) должен направить потребителю ответ на претензию, предусматривающий удовлетворение, либо отказ в удовлетворении требований. Как должен действовать продавец при получении претензии? В случае обнаружения потребителем недостатков в товаре, Закон обязывает продавца принять его и провести проверку его качества. Ее осуществляет продавец (изготовитель), уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель или импортер. Если возникает спор о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель или импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертизу может проводить только та организация, которая не заинтересована в результатах рассмотрения дела. Потребитель вправе присутствовать при проверке качества и экспертизе товара. Если он не согласен с её результатами, он может оспорить их в судебном порядке. Если экспертизой установлено, что недостатки товара возникли из-за обстоятельств, независящих от продавца (изготовителя), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю или импортеру расходы на проведение экспертизы, а также расходы на хранение и транспортировку товара при ее проведении. Соответствие качества и безопасности парфюмерно-косметической продукции требованиям санитарных правил и норм подтверждает санитарно–эпидемиологическое заключение на продукцию. СЛОВАРЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ Ингредиент – это любое химическое вещество, препарат синтетического или натурального происхождения, который используется при производстве парфюмерно–косметических товаров и присутствует в готовом парфюмерно–косметическом товаре в исходном или измененном виде (за исключением парфюмерных (ароматических) композиций, примесей в использованном сырье, а также вспомогательных технических материалов, которые используются в процессе приготовления продукта, но не присутствуют конечном продукте). Этикетка – красочная или описательная характеристика изделия и его изготовителя, напечатанная на единице потребительской тары, а также на ярлыке, открытке, листе–вкладыше, прилагаемом или прикрепляемом к каждой единице товара. Товарный знак – это обозначение, позволяющее определить принадлежность парфюмерно–косметического товара тому или другому юридическому или физическому лицу. Дата изготовления – это дата, фиксирующая начало соответствия парфюмерно–косметических товаров установленным требованиям (ставится изготовителем). Наименование парфюмерно–косметического товара - это обозначение вида изделия, имеющего однородную структуру (зубная паста, туалетная вода и т.п.). Фирменное наименование – наименование юридического лица, изготовившего товар. Вспомогательные средства – это средства, используемые для нанесения (удаления) парфюмерно–косметических веществ и предназначенные для обеспечения максимального ожидаемого эффекта от их применения. Елена Ветрова, Консультационный пункт для потребителей в городе Череповец |