Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», как и иные нормативные правовые акты законодательства о защите прав потребителей, прямо не предусматривают право продавца, получившего денежные средства за карту предварительной оплаты, удерживать данные средства при предъявлении к нему владельцем карты требования об их возврате, такое право у продавца отсутствует, денежные средства должны быть возвращены. Указанный подход подтверждается, в том числе, правовыми позициями, изложенными в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 57-КГ15-7, от 19.05.2020 N 78-КГ20-3. Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2022 N 307-ЭС21-16004 по делу N А56-101207/2020 учтено следующее: - пункт 3 статьи 487 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок (статья 457), покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом; - в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 23.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать передачи оплаченного товара в установленный им новый срок, либо возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. При этом, карты предварительной оплаты, применяемые продавцом, не конкретизируют товар, который может быть приобретен с их использованием, и, соответственно, не определяют срок передачи товара потребителю. «С учетом правовой позиции, изложенной, в том числе, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2014 N 305-КГ14-1498, денежные средства, полученные обществом при реализации подарочных карт, фактически являются предварительной оплатой товаров, которые будут приобретаться физическими лицами в будущем. Обмен подарочной карты (сертификата) на товары признается реализацией товара» - говорится в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Что делать, если вы обратились к продавцу с просьбой вернуть деньги за подарочный сертификат, но он категорически отказывается возвращать денежные средства? Вы имеете право написать претензию до обращения в суд, возможно, эта мера ускорит решение проблемы. К тому же, таким образом вы сможете документально зафиксировать доказательства, необходимые для дальнейшего рассмотрения вашего дела в суде. Оформляется претензия в произвольной форме, однако, документ, должен содержать несколько значимых пунктов: • наименование продавца, куда и кому адресована претензия; • сведения о вас и ваши контактные данные (телефон, адрес эл. почты, почтовый адрес); • описание обстоятельств, в связи с которыми у вас не получилось воспользоваться подарочным сертификатом, причины его возврата; • требования, с которыми вы обращаетесь к продавцу, то есть просьба о возврате уплаченных денежных средств; • приложения со всеми имеющимися доказательствами (копии чека, выписка с банковской карты, свидетельства очевидцев); • банковские реквизиты для зачисления денежных средств. Вручить претензию можно лично, приехав в магазин, реализовавший подарочный сертификат, или удаленно (направить по почте). Проследите, чтобы претензия была составлена в двух экземплярах – один должен остаться у вас, а второй – у продавца сертификата. На вашем экземпляре вы должны получить отметку о принятии претензии. Если после претензии продавец отказывается возвращать деньги, подавайте исковое заявление в суд с требованием вернуть денежные средства за неиспользованный подарочный сертификат. Как потребитель вы также можете потребовать от продавца возмещения судебных расходов, неустойку, штраф за неудовлетворение ваших требований в добровольном порядке, согласно части 6 статьи 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», а также компенсацию морального вреда. При подготовке использованы материалы: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news_region/news_details_region.php?ELEMENT_ID=21010&ysclid=l46pneheji581641292
|