О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ДОКУМЕНТЫ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
СТАТЬИ
ТУРИСТАМ
АБИТУРИЕНТАМ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Инфотека (нормативная база в области защиты прав потребителей)
Судебные решения по вопросам защиты прав потребителей
Информация для потребителей
  
Защита прав потребителей в схемах
  
Образцы претензий (заявлений)
 
Памятка потребителю
ПРЕСС-ЦЕНТР
Грипп и ОРВИ
Всероссийская неделя сбережений
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙИнформация для потребителей

На сегодняшний день «товары в кредит» пользуются огромной популярностью среди населения. Как правило, кредиты на товары предоставляют не сами торговые сети, а банки, с которыми магазины заключают договоры о сотрудничестве. Но что произойдет, если купленный в кредит товар окажется ненадлежащего качества или сломается до истечения гарантийного срока?

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» распространяется на все товары независимо от способов их приобретения (взятые в кредит, купленные по акции или на распродаже). Это означает, что покупатель имеет полное право вернуть по гарантии товар, купленный в кредит.

Вопросы, касающиеся расчетов с потребителями в случае приобретения ими товаров ненадлежащего качества, приобретенного потребителем за счет потребительского кредита, регламентируются п. 6 ст. 24 Закона «О защите прав потребителей». Так, в случае возврата товара ненадлежащего качества, приобретенного потребителем за счет потребительского кредита, продавец обязан возвратить потребителю уплаченную за товар денежную сумму, а также возместить уплаченные потребителем проценты и иные платежи по договору потребительского кредита.

Потребитель должен понимать, что возврат товара торговому предприятию и расторжение кредитного договора – две различные операции с различными организациями.
Поскольку кредитный договор не расторгнут, то потребитель оказывается в положении, когда он, не имея приобретенного товара на руках, несет обязательства по погашению кредита, так как в большинстве случаев даже не ставит в известность Банк о расторжении договора купли-продажи.

Чтобы расторгнуть договор купли-продажи, необходимо написать магазину претензию в свободной форме. Один экземпляр передается продавцу, второй экземпляр остается у покупателя с указанной датой приема претензии. В течение 10 дней магазин обязан рассмотреть претензию и либо  вернуть деньги, либо отказать, сославшись на какую-то причину (например, будет найдена вина покупателя). Если магазин признает, что претензия вполне обоснована, то он обязан вернуть уплаченную за товар денежную сумму покупателю или может перевести в банк на расчетный счет  по кредитному договору.

При этом важно не забывать, что пока договор с банком официально не расторгнут, необходимо продолжать регулярно вносить платежи по кредиту, даже если товар неисправен и уже началась процедура его возврата продавцу. В кредитном договоре могут быть предусмотрены санкции за просроченные платежи, и, кроме этого, портится кредитная история заемщика.

В банк подается заявление о досрочном расторжении кредитного договора вместе с подготовленными документами (претензия, чек, ответы магазина, счета и т.д.). После того, как банком будет получена вся сумма от магазина, кредитный договор будет закрыт, а заемщик не испортит свою кредитную историю.
Здесь важно обратить особое внимание на следующее - не получив от Банка официальной информации о прекращении кредитного обязательства ни в коем случае нельзя в одностороннем порядке прекращать оплачивать кредит, так как это может повлечь начисление штрафов и дополнительных процентов на потребителя, а также испортить кредитную историю.

Пример – потребитель приобрел в товар в кредит через Банк – практически сразу же вернул товар обратно, но кредитный договор с Банком не расторг. При сдаче товара он заполнил заявление в магазине об отказе от товара и о перечислении стоимости товара на его счет в Банке.
Магазин перечислил стоимость товара на счет, открытый потребителю банком, с которого ежемесячно Банк производил списание денежных средств в счет погашения кредита. Потребитель никаким образом не поставил Банк в известность о том, что отказался от товара, рассчитывая на то, что продавец поставит банк в известность о расторжении договора купли продажи и урегулирует все вопросы по кредиты самостоятельно.

Поскольку конечная сумма, которую потребитель должен уплатить банку, превышает стоимость товара, то через определенное время, когда денежных средств на счете стало недостаточно для погашения очередного платежа по кредиту, Банк выставил потребителю требование об уплате платежа и процентов за просрочку исполнения обязательства.
Потребитель никак не отреагировал на сообщение Банка о задолженности, так как подумал, что произошла ошибка. В итоге Банк выставил окончательное требование потребителю о погашении всей оставшейся суммы задолженности, процентов за использование кредита, штрафов за просрочку очередного платежа.

Такие случаи в последнее время нередки. И если потребитель не поставил Банк в известность о расторжении договора купли-продажи и не потребовал его расторжения, то помочь в данной ситуации практически невозможно.
В подобных ситуациях потребителям необходимо быть предельно внимательными - все документы, которые оформляются при приобретении товара и при его возврате необходимо составлять в 2х экземплярах. Если у покупателя возникают какие-либо вопросы, ему не стоит полагаться на слова и заверения продавцов, либо представителей банков, а требовать изложения банком официальной позиции по тем или иным вопросам в письменном виде.

Версия для печати     Сохранить в DOC