Роспотребнадзор и Банк России в связи с поступающими обращениями граждан по вопросам нарушения их прав при заключении договора перевозки пассажира и выдаче авиабилетов и железнодорожных билетов в виде электронных документов сообщают, что проставление посредниками в форме основного договора за страхователя автоматического согласия на заключение дополнительного договора при покупке дистанционным способом авиабилетов и железнодорожных билетов не может являться подтверждением ознакомления страхователя с условиями, содержащимися в дополнительном договоре, и правилами страхования, а также выражения страхователем волеизъявления на заключение дополнительного договора страхования. Наличие такого автоматического согласия может вводить потребителя в заблуждение относительно заключаемых им договоров и приводить к нарушению его законных прав и интересов. Кроме того, дополнительный договор, заключаемый дистанционным способом, может принимать форму click-wrap-соглашения, то есть путем щелчка мышью по клавише «я согласен», если это сопровождается текстом такого договора и описанием ценовых и иных условий указанного договора. К обстоятельствам, очевидно свидетельствующим о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным, относятся, в частности, следующие условия: - потребителем получена полная и достоверная информация об услуге. К элементам волеизъявления потребителя прилагается текст с описанием ключевых потребительских свойств приобретаемой услуги, и потребитель без дополнительных переходов по ссылкам и документам может сформировать безошибочное представление о полезности приобретаемой услуги и условиях ее приобретения; - в веб-форме или программном обеспечении посредника отсутствует заранее проставленное автоматическое согласие. Роспотребнадзор и Банк России обращают внимание страховых организаций на то, что пунктом 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» установлен запрет обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других товаров (работ, услуг). Таким образом, навязывание потребителям дополнительного договора при приобретении основного договора является недопустимым. https://cbr.ru/crosscut/lawacts/file/5839 |