Вопрос: После окончания гарантийного срока сломался мотор холодильника, в бесплатном ремонте отказали, но на холодильнике есть наклейка о сроке службы 10 лет. Могу ли настаивать на бесплатном ремонте?
Ответ: Согласно ст. 5 Закона о защите прав потребителей срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 настоящего Закона.
Исходя из преамбулы и пункта 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей под существенным недостатком товара (работы, услуги) следует понимать:
а) неустранимый недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
б) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.
В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. (п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей).
Таким образом, чтобы установить является ли недостаток существенным, необходимо провести экспертизу товара и при наличии существенного недостатка товара потребитель вправе предъявить в претензионном порядке требование к изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) о безвозмездном устранении недостатков.
Если указанное требование не будет удовлетворено в течение 20 дней с момента его предъявления, либо будет установлено, что недостаток является неустранимым, то вы имеете право по своему выбору предъявить требование о замене товара на такой же или о возврате денежных средств за некачественный товар.