НОВОСТИ
О COVID-19
О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ЦЕНТР)
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ТЕСТ ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ТЕСТ НА ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПРЕЙСКУРАНТЫ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
ПРИЕМ КЛЕЩЕЙ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
ДОКУМЕНТЫ
АБИТУРИЕНТАМ
СТАТЬИ
 
Вакцинопрофилактика
 
Коронавирусная инфекция
 
Грипп и ОРВИ
 
Клещевые инфекции
 
Всемирный день без табака
 
Здоровое питание
 
Туристам
 
Паводок
УРОК ЗДОРОВЬЯ
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
ВАКАНСИИ
СТАТЬИ

Правильно организованное питание школьников, в настоящее время, является стратегически важной задачей, направленной для достижения целей национального проекта «Демография», таких как: снижение смертности и заболеваемости социально значимыми неинфекционными заболеваниями,  увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения Российской Федерации, об этом еще раз напомнили участники проводимой Третьей Всероссийской научно-практической интернет - конференции «Питание и здоровье», которая состоялась 9, 10 сентября 2020 года в г. Екатеринбурге. 

В концепцию правильно организованного здорового школьного питания входят вопросы оптимизации детского питания и ликвидации микронутриентной недостаточности, снижения потребления критически значимых для здоровья пищевых веществ (пищевая соль, сахара, жиры, включая жиры с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот), увеличение потребления овощей и фруктов. В питании взрослых сейчас остаются нерешенными практически эти же проблемы.

Последствия неадекватного питания передаются от поколения к поколению, так как нездоровые пищевые привычки закладываются у детей в семье и школе, и дети, в свою очередь, став взрослыми с большей вероятностью сохраняют пищевое поведение, сформированное в детстве, сталкиваются с алиментарно-обусловленными заболеваниями: ожирением, гиперлипедемией, артериальной гипертензией, сахарным диабетом 2 типа и другими. Все это связано с низким уровнем знаний населения о принципах здорового питания.
Обращает на себя вн6имание тот факт, что активная реклама  в средствах массовой информации концентрирует внимание потребителя на пищевую продукцию с высокой энергетической ценностью и избыточным содержанием критически значимых нутриентов, повышая тем её привлекательность и делая осознанный выбор продуктов и формирование здорового рациона менее вероятным.

Поэтому так важно на сегодня,  всеми доступными средствами, такими, как проведение бесед, лекций, выступлений на школьных родительских собраниях, оформление и распространение наглядных печатных изданий (плакатов, информационных листов, буклетов, памяток), наполнение наиболее посещаемых молодежью сайтов информацией о здоровом питании, как одной из основных частей формирования здорового образа жизни. При реализации обучающих (просветительских) программ могут быть использованы разнообразные формы и методы, преимущественно интерактивного характера, обеспечивающие непосредственное участие слушателей, игровые методики — ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, флеш-мобы, акции и кулинарные курсы.

Для обеспечения обучающихся здоровым питанием, составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, уверенная термическая и технологически щадящая кулинарная обработка продуктов и блюд, физиологически обоснованный режим питания, практически разработан и изложен в СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» рацион питания, который имеет научное физиологическое подтверждение. Рацион питания обучающихся предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение суток или иного фиксированного отрезка времени.

На основании сформированного рациона питания разрабатывается меню, включающее распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин).
Очень важна сбалансированность пищевого рациона для детей и подростков по основным пищевым ингредиентам: белкам, жирам и углеводам, достаточное потребление витаминов, микро- и макроэлементов, оптимальная кратность приемов пищи. Необходимая же энергетическая ценность пищевого рациона, которая зависит от возраста, физических нагрузок и пола (с 13 лет) школьника в течение учебного дня еще важна и тем, что в отличие от взрослых, школьник тратит энергию, получаемую с пищей,  не только на поддержание основных функций организма и   обучение,   но  и на рост и развитие и это необходимо учитывать.

Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель (10 - 14 дней).  Примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, и согласовывается руководителями образовательного учреждения. Примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7 - 11 и 12 - 18 лет).

Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
Ежедневно в рационах 2 - 6-разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2 - 3 дня. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты. Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п. с добавлением свежей зелени, а так же допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи. В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема. Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать в качестве второго ужина фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема.

Таким образом, правильно составленное 2-х недельное меню, является важнейшей из предпосылок к организации здорового школьного питания. А активное участие детей, подростков, руководителей образовательных учреждений, педагогов, родителей учащихся школ в дискуссионных формах обсуждения школьного питания (условия и время приема пищи, соблюдение требований к раздаче блюд и температуре горячих и т.д.) помогают получить обратную связь образовательной организации и/или организатору питания и иметь возможность поработать над имеющимися недостатками и/или воспользоваться опытом организации школьного питания на территории других регионов.

          Использованная литература:
1. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
2. Ранее разработанная мною лекция для работников пищеблоков образовательных организаций 2009-2017 гг.
3. Концепции создания обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания.
4. Материалы резолюции третьей Всероссийской научно-практической интернет - конференции «Питание и здоровье».

Версия для печати     Сохранить в DOC