НОВОСТИ
О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ЦЕНТР)
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ДОКУМЕНТЫ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
ПРИЕМ КЛЕЩЕЙ
СТАТЬИ
 
Вакцинопрофилактика
 
Клещевые инфекции
 
Грипп и ОРВИ
 
Всемирный день без табака
 
Коронавирусная инфекция
 
Урок здоровья
 
Здоровое питание
 
Туристам
АБИТУРИЕНТАМ
ВАКАНСИИ
Урок здоровья
Грипп и ОРВИ
Викторина 'Что ты знаешь о гриппе?'
Тест на знание Закона «О защите прав потребителей»
АНКЕТА "О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ"
Тест на финансовую грамотность
СТАТЬИ

Правильно организованное питание школьников, в настоящее время, является стратегически важной задачей, направленной для достижения целей национального проекта «Демография», таких как: снижение смертности и заболеваемости социально значимыми неинфекционными заболеваниями,  увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения Российской Федерации, об этом еще раз напомнили участники проводимой Третьей Всероссийской научно-практической интернет - конференции «Питание и здоровье», которая состоялась 9, 10 сентября 2020 года в г. Екатеринбурге. 

В концепцию правильно организованного здорового школьного питания входят вопросы оптимизации детского питания и ликвидации микронутриентной недостаточности, снижения потребления критически значимых для здоровья пищевых веществ (пищевая соль, сахара, жиры, включая жиры с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот), увеличение потребления овощей и фруктов. В питании взрослых сейчас остаются нерешенными практически эти же проблемы.

Последствия неадекватного питания передаются от поколения к поколению, так как нездоровые пищевые привычки закладываются у детей в семье и школе, и дети, в свою очередь, став взрослыми с большей вероятностью сохраняют пищевое поведение, сформированное в детстве, сталкиваются с алиментарно-обусловленными заболеваниями: ожирением, гиперлипедемией, артериальной гипертензией, сахарным диабетом 2 типа и другими. Все это связано с низким уровнем знаний населения о принципах здорового питания.
Обращает на себя вн6имание тот факт, что активная реклама  в средствах массовой информации концентрирует внимание потребителя на пищевую продукцию с высокой энергетической ценностью и избыточным содержанием критически значимых нутриентов, повышая тем её привлекательность и делая осознанный выбор продуктов и формирование здорового рациона менее вероятным.

Поэтому так важно на сегодня,  всеми доступными средствами, такими, как проведение бесед, лекций, выступлений на школьных родительских собраниях, оформление и распространение наглядных печатных изданий (плакатов, информационных листов, буклетов, памяток), наполнение наиболее посещаемых молодежью сайтов информацией о здоровом питании, как одной из основных частей формирования здорового образа жизни. При реализации обучающих (просветительских) программ могут быть использованы разнообразные формы и методы, преимущественно интерактивного характера, обеспечивающие непосредственное участие слушателей, игровые методики — ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, флеш-мобы, акции и кулинарные курсы.

Для обеспечения обучающихся здоровым питанием, составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, уверенная термическая и технологически щадящая кулинарная обработка продуктов и блюд, физиологически обоснованный режим питания, практически разработан и изложен в СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» рацион питания, который имеет научное физиологическое подтверждение. Рацион питания обучающихся предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение суток или иного фиксированного отрезка времени.

На основании сформированного рациона питания разрабатывается меню, включающее распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин).
Очень важна сбалансированность пищевого рациона для детей и подростков по основным пищевым ингредиентам: белкам, жирам и углеводам, достаточное потребление витаминов, микро- и макроэлементов, оптимальная кратность приемов пищи. Необходимая же энергетическая ценность пищевого рациона, которая зависит от возраста, физических нагрузок и пола (с 13 лет) школьника в течение учебного дня еще важна и тем, что в отличие от взрослых, школьник тратит энергию, получаемую с пищей,  не только на поддержание основных функций организма и   обучение,   но  и на рост и развитие и это необходимо учитывать.

Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель (10 - 14 дней).  Примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, и согласовывается руководителями образовательного учреждения. Примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7 - 11 и 12 - 18 лет).

Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
Ежедневно в рационах 2 - 6-разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2 - 3 дня. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты. Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п. с добавлением свежей зелени, а так же допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи. В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема. Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать в качестве второго ужина фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема.

Таким образом, правильно составленное 2-х недельное меню, является важнейшей из предпосылок к организации здорового школьного питания. А активное участие детей, подростков, руководителей образовательных учреждений, педагогов, родителей учащихся школ в дискуссионных формах обсуждения школьного питания (условия и время приема пищи, соблюдение требований к раздаче блюд и температуре горячих и т.д.) помогают получить обратную связь образовательной организации и/или организатору питания и иметь возможность поработать над имеющимися недостатками и/или воспользоваться опытом организации школьного питания на территории других регионов.

          Использованная литература:
1. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
2. Ранее разработанная мною лекция для работников пищеблоков образовательных организаций 2009-2017 гг.
3. Концепции создания обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания.
4. Материалы резолюции третьей Всероссийской научно-практической интернет - конференции «Питание и здоровье».

Версия для печати     Сохранить в DOC