О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ДОКУМЕНТЫ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
СТАТЬИ
 
Вакцинопрофилактика
 
Клещевые инфекции
 
Грипп и ОРВИ
ТУРИСТАМ
АБИТУРИЕНТАМ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ПРЕСС-ЦЕНТР
Грипп и ОРВИ
СТАТЬИ


     Отработанные автомобильные покрышки являются одним из наиболее распространенных видов отходов производства и потребления. По опубликованным данным в Европе ежегодно образуется около 2 млн. тонн, а в США – 2,8 млн. тонн шин. По данным научно-исследовательского института шинной промышленности в России ежегодно выходит из эксплуатации около 1 млн. тонн шин.

     В настоящее время в мире применяется целый ряд технологий по переработке и утилизации отходов резины и изношенных автомобильных шин. Эти технологии предполагают захоронение целых или измельченных шин, использование целых шин для различных целей, применение шин и резиновых отходов для получения энергии, измельчение шин и с целью получения резиновой крошки и порошка.  Однако, при всем многообразии предложенных технологических и технических решений проблему утилизации изношенных автомобильных шин нельзя считать решенной, так как большинство из них по-прежнему попросту выбрасываются, загрязняя территории, а объем их ежегодно возрастает.

     В тоже время отработанные покрышки часто используются различными учреждениями и населением для благоустройства территории в качестве малых архитектурных форм, спортивных снарядов, колодцев и т.п. Зачастую они используются и на детских площадках.

     Покрышки являются сложными техническими изделиями. В их состав входит многокомпонентный полимер – резина, натуральные и искусственные волокна, металлическая проволока. 

     Согласно ГОСТ Р 54095-2010 «Ресурсосбережение. Требования к экобезопасной ути-лизации отработавших шин» около 80% массы покрышек легковых автомобилей и около 75% массы покрышек грузовых автомобилей составляет резиновая смесь.

     Около 1,5% массы покрышек составляют химические элементы или их смеси, которые находятся в резиновой смеси или представляют собой легирующие добавки: соединения меди, соединения цинка, кадмий, свинец, соединения свинца, кислые растворы или кислоты в твердой форме, галогенорганические соединения.

     Наибольшее внимание в настоящее время уделяется выделяющимися в атмосферный воздух при эксплуатации шин  химическим веществам. Объемы выделения химических веществ из шин зависят используемых при их изготовлении материалов и температуры нагрева покрышки. Согласно научных исследований значительное выделение летучих   веществ происходит уже при температуре 60 гр.С.

     Выделяющиеся из шин вторичные амины и продукты термического распада ускорителей вулканизации класса сульфенамидов при взаимодействии с высокотоксичными        оксидами азота могут превращаться в канцерогенные N-нитрозамины. Их содержание в  летучих продуктах может существенно превышать ПДК.

     Вторую группу приоритетных токсикантов согласно международной классификации образуют канцерогенные полиароматические углеводороды (ПАУ), содержание которых только в протекторе легковых шин достигает 234,4 мг/кг.

     В связи с тем, что население зачастую использует отработанные автомобильные шины для устройства колодцев, в том числе и для получения питьевой воды, в лабораторных   условиях были проведены исследования миграции химических веществ из автомобильных шин различных типов (с тканевым и металлическим кордом) в водную среду.

     По результатам исследований содержание вредных веществ в вытяжках из различных образ-цов шин с тканевым кордом значительно отличается, при этом может значительно превышать гигиенические нормативы для питьевой воды.  Так содержание формальдегида в вытяжке достигает 13,2ПДК, нефтепродуктов - 1,3ПДК, а цинка – до 34ПДК. Понятно, что пить такую воду не рекомендуется.

     Также с осторожностью необходимо подходить к использованию воды, контактировавшей с шинами для полива сельскохозяйственных культур. Цинк легко усваивается растениями и его ПДК в почве установлена на уровне 23,0 мг/кг.

     При длительном поступлении в организм в больших количествах все соли цинк, могут вызывать отравление. Отравление цинком приводит к анемиям, задержке роста, бесплодию.

     Из шин с металлическим кордом, используемых в основном на грузовиках, значительно  выше уровень миграции металлов: бария, железа, цинка, кобальта, марганца, меди, свинца и стронция. Их концентрации в водных вытяжках превышают ПДК для питьевой воды в сотни и тысячи раз.

    Все эти вещества обладают биологической активностью: барий воздействует на почки и сердечнососудистую систему, железо – на желудочно-кишечный тракт и кровь, кобальт – на кровь, медь - на печень и желудочно-кишечный тракт, марганец – на ЦНС, кровь, свинец – на ЦНС, кровь, гормональную и нервную систему, стронций – на костную систему.

    Разумеется, в отношении реального использования отработанных автомобильных шин для устройства систем водоснабжения полученные в лабораторных условиях результаты будут относительными: миграция химических веществ в воду будет зависеть от площади контакта шин с водой, температуры и кислотности воды, величины водоразбора.

     Однако полученные результаты исследований миграции химических веществ из отработанных автомобильных шин в водную среду, а также имеющиеся данные об уровнях миграции органических веществ из автомобильных шин в атмосферу не позволяют рекомендовать их для повторного использования для бытовых нужд, в том числе в системах локального водоснабжения и при обустройстве рекреационных зон.

 

 

 

Версия для печати     Сохранить в DOC