НОВОСТИ
О COVID-19
О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ЦЕНТР)
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ТЕСТ ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ТЕСТ НА ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПРЕЙСКУРАНТЫ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
ПРИЕМ КЛЕЩЕЙ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
ДОКУМЕНТЫ
АБИТУРИЕНТАМ
СТАТЬИ
 
Вакцинопрофилактика
 
Коронавирусная инфекция
 
Грипп и ОРВИ
 
Клещевые инфекции
 
Всемирный день без табака
 
Здоровое питание
 
Туристам
 
Паводок
УРОК ЗДОРОВЬЯ
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
ВАКАНСИИ
СТАТЬИ

Физиологические особенности роста и развития детей и подростков и интенсификация учебного процесса при получении начального, общего и среднего образования в общеобразовательных учреждениях требуют от учащихся школ больших затрат энергии, которая образуется в организме в процессе усвоения пищи. Полноценное, рациональное, безопасное школьное питание – вот те три кита, которые лежат в основе сохранения и укрепления здоровья школьников и их гармоничного физического развития. Почему мы, рассматривая вопрос организации рационального питания школьников, непременно ассоциируем  и даем ему определение, именно, как «горячее полноценное питание». Почему врачи–педиатры, врачи–гигиенисты, врачи – диетологи,  не считают, например,  съеденные  на завтрак: бутерброд с горячим напитком (чай, кофе или какао) горячим полноценным завтраком, ведь напиток является горячим?  А входящие в меню завтрака помимо стакана этого же горячего напитка с бутербродом крупяное блюдо (каша) и мясное и/или рыбное блюдо с гарниром, уже можно отнести к полноценному и действительно горячему завтраку! Давайте попробуем разобраться в данном вопросе.

Согласно действующих на сегодня нормативно-правовых актов системы санитарно-эпидемиологического нормирования, действующих с 01.01.2021 года, (СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания) в разделе № 8 данного документа имеется информация о требованиях к детскому питанию, где даны цифровые показатели суточной потребности детей и подростков в получении ими основных пищевых ингредиентов: белков, жиров и углеводов и энергетической ценности, рекомендации к составлению меню и отмечено также, что температура раздачи блюд должна соответствовать требованиям технико-технологических карт, изложенным в рецептурных сборниках.  Температура горячих блюд способствует равномерному выделению желудочного сока, ферментов, необходимых для более быстрого и полноценного усвоения пищи, нежели холодных блюд и как следствие,  сохранению и укреплению здоровья учащихся. Кроме того, что в питании детей должны присутствовать белки, жиры и углеводы в необходимом количестве и  при этом  обязательно белки и жиры, как животного, так и растительного происхождения. Так же в данном разделе даны рекомендации по процентному распределению суточной калорийности по приемам пищи в зависимости от кратности приемов пищи и приведен перечень запрещенных к употреблению детьми пищевых продуктов и блюд. Сохранению работоспособности ребенка при обучении, снижению утомляемости, быстрому восстановление работоспособности способствует установленная правильно кратность приемов пищи. При нахождении школьника в образовательном учреждении более 4-х часов в обязательном порядке должно быть организовано горячее питание школьников, таким образом максимальные перерывы между приемами пищи могут быть не более 4 часов.

Следует отметить, что в  меню школьника  должны ежедневно присутствовать крупяные, овощные, мясные и молочные блюда. Кисломолочные напитки должны быть включены в рацион школьника также ежедневно. Творожные и рыбные блюда, богатые макро- и микроэлементами, необходимыми для роста и развития ребенка в этот период, должны быть включены в меню 2-3 раза в неделю. Пища должна быть богата клетчаткой для хорошей работы желудочно-кишечного тракта и витаминами, которые дети получают,  употребляя свежую плодоовощную продукцию и блюда из нее.

А вот употребление копченостей, газированных напитков, специй, жареных блюд, чипсов, жевательной резинки, продуктов с искусственными красителями и ароматизаторами, леденцовой карамели и ряда других продуктов,  школьникам категорически противопоказано. Очень важно знать, что для сохранения  и укрепления здоровья школьников, реализации концепции здорового питания школьников, профилактики таких алиментарно - обусловленных заболеваний, как: ожирение, гиперлипедемия, артериальная гипертензия, сахарный диабет 2 типа и другими, необходимо воспитывать правильное пищевое поведение в семье школьника. Например,  родители должны показывать наглядный пример при приеме пищи: принимать пищу не спеша, тщательно ее пережевывая, уметь самим  и научить своего ребенка пользоваться столовыми приборами (вилка, нож). В условиях образовательного учреждения в рамках внеклассной работы педагогам рекомендовано включить в план работы проведение с детьми бесед, семинаров с изложением для них концепции здорового питания и необходимости соблюдения этих  принципов; иметь наглядную агитацию с информацией по данному вопросу (плакаты, постеры, памятки, брошюры) и регулярно проводить пропаганду здорового питания. В рамках освоения предмета технологии рекомендовано проведение  мастер-классов по приготовлению «полезных» блюд из рациона здорового питания школьника.

И еще, в конце статьи хотелось бы напомнить родителям следующее. Если родители в семье школьника придерживаются вегетарианства и считают, что их ребенок должен питаться также в домашних условиях и по их личному убеждению должен быть обеспечен в образовательном учреждении вегетарианскими блюдами, то они  глубоко заблуждаются! Им необходимо напомнить, о том, что для полноценного роста и развития, сохранения высокой умственной работоспособности, формирования иммунитета,  в организм ребенка должны обязательно поступать незаменимые аминокислоты, которые содержаться в продуктах животного происхождения, а рекомендации по назначению индивидуального (лечебного) питания вашему ребенку  в школе, могут быть даны только на основании заключения в медицинских документах, выданных лечащим врачом.

Источники:
1. Раздел № 8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания»
2. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

 

Версия для печати     Сохранить в DOC