Физиологические особенности роста и развития детей и подростков и интенсификация учебного процесса при получении начального, общего и среднего образования в общеобразовательных учреждениях требуют от учащихся школ больших затрат энергии, которая образуется в организме в процессе усвоения пищи. Полноценное, рациональное, безопасное школьное питание – вот те три кита, которые лежат в основе сохранения и укрепления здоровья школьников и их гармоничного физического развития. Почему мы, рассматривая вопрос организации рационального питания школьников, непременно ассоциируем и даем ему определение, именно, как «горячее полноценное питание». Почему врачи–педиатры, врачи–гигиенисты, врачи – диетологи, не считают, например, съеденные на завтрак: бутерброд с горячим напитком (чай, кофе или какао) горячим полноценным завтраком, ведь напиток является горячим? А входящие в меню завтрака помимо стакана этого же горячего напитка с бутербродом крупяное блюдо (каша) и мясное и/или рыбное блюдо с гарниром, уже можно отнести к полноценному и действительно горячему завтраку! Давайте попробуем разобраться в данном вопросе. Согласно действующих на сегодня нормативно-правовых актов системы санитарно-эпидемиологического нормирования, действующих с 01.01.2021 года, (СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания) в разделе № 8 данного документа имеется информация о требованиях к детскому питанию, где даны цифровые показатели суточной потребности детей и подростков в получении ими основных пищевых ингредиентов: белков, жиров и углеводов и энергетической ценности, рекомендации к составлению меню и отмечено также, что температура раздачи блюд должна соответствовать требованиям технико-технологических карт, изложенным в рецептурных сборниках. Температура горячих блюд способствует равномерному выделению желудочного сока, ферментов, необходимых для более быстрого и полноценного усвоения пищи, нежели холодных блюд и как следствие, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Кроме того, что в питании детей должны присутствовать белки, жиры и углеводы в необходимом количестве и при этом обязательно белки и жиры, как животного, так и растительного происхождения. Так же в данном разделе даны рекомендации по процентному распределению суточной калорийности по приемам пищи в зависимости от кратности приемов пищи и приведен перечень запрещенных к употреблению детьми пищевых продуктов и блюд. Сохранению работоспособности ребенка при обучении, снижению утомляемости, быстрому восстановление работоспособности способствует установленная правильно кратность приемов пищи. При нахождении школьника в образовательном учреждении более 4-х часов в обязательном порядке должно быть организовано горячее питание школьников, таким образом максимальные перерывы между приемами пищи могут быть не более 4 часов. Следует отметить, что в меню школьника должны ежедневно присутствовать крупяные, овощные, мясные и молочные блюда. Кисломолочные напитки должны быть включены в рацион школьника также ежедневно. Творожные и рыбные блюда, богатые макро- и микроэлементами, необходимыми для роста и развития ребенка в этот период, должны быть включены в меню 2-3 раза в неделю. Пища должна быть богата клетчаткой для хорошей работы желудочно-кишечного тракта и витаминами, которые дети получают, употребляя свежую плодоовощную продукцию и блюда из нее. А вот употребление копченостей, газированных напитков, специй, жареных блюд, чипсов, жевательной резинки, продуктов с искусственными красителями и ароматизаторами, леденцовой карамели и ряда других продуктов, школьникам категорически противопоказано. Очень важно знать, что для сохранения и укрепления здоровья школьников, реализации концепции здорового питания школьников, профилактики таких алиментарно - обусловленных заболеваний, как: ожирение, гиперлипедемия, артериальная гипертензия, сахарный диабет 2 типа и другими, необходимо воспитывать правильное пищевое поведение в семье школьника. Например, родители должны показывать наглядный пример при приеме пищи: принимать пищу не спеша, тщательно ее пережевывая, уметь самим и научить своего ребенка пользоваться столовыми приборами (вилка, нож). В условиях образовательного учреждения в рамках внеклассной работы педагогам рекомендовано включить в план работы проведение с детьми бесед, семинаров с изложением для них концепции здорового питания и необходимости соблюдения этих принципов; иметь наглядную агитацию с информацией по данному вопросу (плакаты, постеры, памятки, брошюры) и регулярно проводить пропаганду здорового питания. В рамках освоения предмета технологии рекомендовано проведение мастер-классов по приготовлению «полезных» блюд из рациона здорового питания школьника. И еще, в конце статьи хотелось бы напомнить родителям следующее. Если родители в семье школьника придерживаются вегетарианства и считают, что их ребенок должен питаться также в домашних условиях и по их личному убеждению должен быть обеспечен в образовательном учреждении вегетарианскими блюдами, то они глубоко заблуждаются! Им необходимо напомнить, о том, что для полноценного роста и развития, сохранения высокой умственной работоспособности, формирования иммунитета, в организм ребенка должны обязательно поступать незаменимые аминокислоты, которые содержаться в продуктах животного происхождения, а рекомендации по назначению индивидуального (лечебного) питания вашему ребенку в школе, могут быть даны только на основании заключения в медицинских документах, выданных лечащим врачом. Источники: 1. Раздел № 8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания» 2. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». 3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». |