Именно от правильного питания во многом зависит настоящее и будущее здоровье наших детей. Растущий организм школьника нуждается в большем количестве калорий и пищевых веществ, поскольку значительная часть пищи в юном возрасте расходуется на рост и развитие организма, сопряженный с интенсивным процессом обучения. Здоровое питание - питание, ежедневный рацион которого основывается на принципах здорового питания, отвечает требованиям безопасности и создает условия для физического и интеллектуального развития, жизнедеятельности человека и будущих поколений. Питание детей в школе должно осуществляться посредством реализации основного (организованного) меню. Меню разрабатывается на период не менее двух учебных недель, с учетом требуемых для детей поступления калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов, необходимых для их нормального роста и развития. Для приема пищи в расписании занятий предусматривается достаточное время - не менее 20 минут. При приеме пищи дети не должны спешить. При быстрой еде пища плохо измельчается, недостаточно обрабатывается слюной, что ведет к повышенной нагрузке на слизистую желудка. В результате ухудшается перевариваемость и усвояемость пищи. Торопливая еда формирует у детей патологический стереотип поведения. Интервалы между основными приемами пищи (завтрак, обед и ужин) должны составлять не менее 3,5-4 часов; между основными и промежуточными приемами пищи (второй завтрак, полдник, второй ужин) - не менее 1,5 часов. Здоровое питание предусматривает первый прием пищи ребенком дома с учетом режима дня, в дальнейшем в зависимости от режима (смены) обучения школьники обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда. Обучающиеся первой смены обеспечиваются завтраком во вторую или третью перемены. Завтрак должен состоять из горячего блюда и напитка. Ассортимент продуктов и блюд завтрака должен быть разнообразным и может включать на выбор: крупяные и творожные блюда, мясные или рыбные блюда, молочные продукты (в том числе сыр, сливочное масло), блюда из яиц, овощи (свежие, тушеные, отварные), макаронные изделия и напитки. Одни и те же блюда не должны повторяться в течение дня и двух смежных дней. Обучающиеся во вторую смену обеспечиваются обедом. Не допускается замена обеда завтраком. Обед должен включать закуску (салат или свежие овощи), горячее первое, второе блюдо и напиток. Меню обеда должно быть составлено с учетом получаемого школьного завтрака. Если на завтрак выдавалось крупяное блюдо (каша, запеканка, макаронные изделия и пр.), то на обед - мясное или рыбное блюдо с овощным гарниром (картофель отварной, пюре, капуста тушеная, овощное рагу и пр.). Для реализации принципов здорового питания целесообразно дополнение блюд свежими фруктами, ягодами. При этом фрукты должны выдаваться поштучно. Питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение пищевых добавок, поваренной соли, специй, сахара и др.). Для обучающихся, нуждающихся в лечебном питании, разрабатывается отдельное меню. Кроме того, для питания детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей. Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей дома информация о питании детей в школе, в том числе меню, доводится до родителей и детей любым доступным способом (размещается в обеденном зале, на доске (стенде) информации, на сайте общеобразовательной организации и т.п.). Кроме того, решение вопросов качественного и здорового питания школьников, пропаганды основ здорового питания должно осуществляться при взаимодействии с общешкольным родительским комитетом, общественными организациями. Здоровье наших детей в наших руках! Источник:
1. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 « Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» 2. МР 2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций» 3. MP 2.4.0180-20 "Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях"
|