НОВОСТИ
О НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
УРОК ЗДОРОВЬЯ
АНКЕТА О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ЦЕНТР)
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ТЕСТ ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ТЕСТ НА ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
ПРИЕМ КЛЕЩЕЙ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
ДОКУМЕНТЫ
АБИТУРИЕНТАМ
СТАТЬИ
 
Вакцинопрофилактика
 
Клещевые инфекции
 
Грипп и ОРВИ
 
Всемирный день без табака
 
Коронавирусная инфекция
 
Урок здоровья
 
Здоровое питание
 
Туристам
ВАКАНСИИ
СТАТЬИ

Питание играет большую роль в процессе роста и развития ребенка и имеет огромное значение для его здоровья.  Определяющим принципом организации детского питания должно стать сбалансированное питание. Обеспечение нормальной жизнедеятельности организма возможно при условии его снабжения не только соответствующим количеством энергии и белка, но и при соблюдении   взаимоотношений между незаменимыми компонентами питания, каждому из которых в обмене веществ, принадлежит своя роль. К таким компонентам питания относятся незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минеральные вещества и микроэлементы, пищевые волокна.

Сбалансированное питание здорового ребенка   основывается на следующих принципах: 
- соответствие энергетической ценности рациона среднесуточным энерготратам;
- наличие в рационе необходимых пищевых веществ в оптимальных соотношениях;
- правильное распределение пищи по приемам в течение дня (режим питания);
- обеспечении высокого качества пищи; 
- санитарно-эпидемиологической безопасности пищи.

Организация питания детей в дошкольных организациях регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации  режима работы дошкольных образовательных организаций», а организация питания в школьных столовых -  СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных организациях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Именно соблюдение выше перечисленных санитарных правил обеспечивает санитарно- эпидемиологическую безопасность питания детей дошкольного возраста и школьников; обеспечивает нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей разных возрастных групп детей. Санитарные нормы и правила содержат требования к составлению меню, к технологической и кулинарной обработке продуктов, содержат физиологически обоснованный режим питания, рекомендуемый ассортимент основных пищевых продуктов для использования в питании детей,  перечни пищевых продуктов, запрещенных и не рекомендуемых для питания детей. Например, детям не рекомендуется употреблять продукты, содержащие аллергены, эфирные масла,  повышенное количество поваренной соли и жира (колбасы, закусочные консервы), специи (черный перец, хрен, горчица), жирные сорта свинины, баранины, говядины.

В дошкольной образовательной организации, функционирующей в режиме 8 и более часов, должно быть предусмотрено ежедневное использование в питании детей молока, кисломолочных напитков, мяса (или рыбы), картофеля, овощей, фруктов, хлеба, круп, сливочного и растительного масла. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и другие) включаются 2 - 3 раза в неделю.
Ежедневный рацион питания детей школьного возраста должен содержать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, кисло-молочные продукты, хлеб ржаной и пшеничный, крупы. Один раз в два-три дня нужно включать рыбу и рыбопродукты, яйцо, сыр, творог. Колбасные изделия не являются обязательным продуктом питания для детей. Исключение из рациона каких-либо  групп продуктов или наоборот избыточное их употребление неизбежно приведет к нарушениям в обмене веществ и ухудшению состояния здоровья детей. Питание детей должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание и исключение продуктов с раздражающими свойствами. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты. Обед должен включать закуску, первое блюдо, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) с гарниром и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п. с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи. В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема. Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши,  основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать в качестве второго ужина фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема. 

При организации питания детей-дошкольников и школьников следует иметь в виду основные медико-биологические требования:
-завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности;
-рацион должен быть дифференцирован  по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микронутриентов в зависимости от возраста ребенка;
-необходимо соблюдение режима питания – завтрак  перед уходом в школу, второй завтрак в школе, обед (в школе или дома), полдник и ужин не позднее, чем за 2 часа до сна.

 Источники:
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации  режима работы дошкольных образовательных организаций»;
 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных организациях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Версия для печати     Сохранить в DOC