Массовая компьютеризация учебных заведений и пользователей в бытовых условиях выдвинула на передний план целый ряд медицинских проблем, связанных с оздоровлением пользователей электронных средств обучения (далее – ЭСО). Даже самая современная техника не исключает воздействия на человека ряда неблагоприятных факторов. К вредным факторам воздействующим на пользователя ЭСО относятся нервно-эмоциональное напряжение, вынужденная рабочая поза, гиподинамия, неудовлетворительная с точки зрения эргономики организация рабочего или учебного места, необходимость выполнения работ связанных со зрительным напряжением. В случае размещения копировально-множительной техники, а также использование современных материалов для отделки и меблировки помещений, на человека воздействуют различные вредные химические вещества. Обширен и комплекс физических факторов, влияющих на организм: освещенность рабочей поверхности, шум, параметры микроклимата, электромагнитные излучения (ЭМИ), а также дисбаланс положительно и отрицательно заряженных аэроионов в воздухе помещений. Воздействие совокупности указанных выше факторов риска, негативно влияет на здоровье ребенка и/или школьника и может привести к развитию заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов зрения, нервной и сердечно-сосудистой систем, органов дыхания, к кожным проявлениям. Технические электронные средства обучения не должны оказывать вредное воздействие на пользователей. Что необходимо знать с гигиенической точки зрения, чтобы правильно сделать выбор оргтехники для школьника и правильно организовать рабочее место в учебном заведении и/или дома? Важен диаметр диагонали экрана ЭСО. Так монитор персонального компьютера, ноутбука должен быть не менее 15,6 дюйма/39,6 см; ноутбука 14,0 дюймов /35,6 см; планшета 10,5 дюймов/26,6 см. При использовании ноутбука с диагональю экрана 14 дюймов при работе с текстом размер шрифта, указанный в главе VII «Требования к оформлению текстовой информации электронных учебных изданий «СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (14-16-18 пунктов в зависимости от объема текста (количество знаков соответственно: не более 200, не более 300, более 400) шрифт обязательно рубленый должен быть увеличен на 2 пункта для сохранения размера символа на экране. Шрифт рубленый также обязателен для учащихся начальных классов. Для более старших детей можно использовать любые шрифты. Важно помнить, что для детей 6 - 7 лет и обучающихся 1 - 4 классов использование ноутбуков возможно при наличии дополнительной клавиатуры. Помещения для эксплуатации ЭСО должны иметь естественное преимущественно слева и искусственное освещение (общее или комбинированное), с уровнем освещенности на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа 400 лк; вертикадбная освещенность экрана – 200 лк; площадь на одно рабочее место пользователя ПЭВМ с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) – 4,5м2; полимерные материалы используемые для меблировки и для внутренней отделки помещений должны быть безвредны и безопасны. В учебных помещениях, в которых работа с использованием ЭСО является основной и связана с нервно-эмоциональным напряжением, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата (в холодный период года 18-240С, в теплый период года 18-28С, относительная влажность воздуха 55-62%, скорость движения воздуха не более 0,1 мс); содержание загрязняющих веществ в воздухе помещений, не должно превышать ПДК для атмосферного воздуха населенных мест; уровни шума в учебных кабинетах не должны превышать 55 дБА; уровни электромагнитных полей не должны превышать ВДУ, указанные в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». При размещении рабочих мест с ЭСО расстояние между рабочим столом с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м.; экран видеомонитора должен находится от глаз пользователя на расстоянии не ближе 50 см; рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сидения и спинки, используемая мебель с учетом антропометрических данных ученика. Продолжительность использования ЭСО. Детям в возрасте до 5-ти лет категорически запрещается использование ЭСО. К режиму использования ЭСО для детей старше 5-ти лет применяется термин не более. Так для детей 6-7 лет продолжительность непрерывного использования компьютера или ноутбука на занятии должна быть не более 15 минут и не более 20 минут суммарно в день в образовательном учреждении. Время использования его в домашних условиях для обучения не отводится. Нормируемая продолжительность непрерывного использования детьми данного возраста планшета или ноутбука на занятии должна быть не более 10 минут и не более 10 минут суммарно в день. Нормируемая продолжительность непрерывного использования компьютера или ноутбука для учащихся 1-2 классов на уроке должна быть не более 20 минут и не более 40 минут суммарно в день в образовательном учреждении. Время использования его в домашних условиях для обучения ограничено 80 минутами. Планшетом учащимся 1-2 классов разрешается пользоваться на занятии не более 10 минут и не более 30 минут суммарно в день. Время использования планшета учащимся 1-2 классов в домашних условиях для обучения ограничено 80 минутами. Нормируемая продолжительность непрерывного использования компьютера или ноутбука для учащихся 3-4 классов на уроке должна быть не более 25 минут и не более 50 минут суммарно в день в образовательном учреждении. Время использования его в домашних условиях для обучения ограничено 90 минутами. Планшетом учащимся 3-4 классов разрешается пользоваться на занятии не более 15 минут и не более 45 минут суммарно в день. Время использования планшета учащимся 1-2 классов в домашних условиях для обучения ограничено 90 минутами. Нормируемая продолжительность непрерывного использования компьютера или ноутбука для учащихся 5-9 классов на уроке должна быть не более 30 минут и не более 60 минут суммарно в день в образовательном учреждении. Время использования его в домашних условиях не более 120 минут. Планшетом учащимся 5-9 классов разрешается пользоваться на занятии не более 20 минут и не более 60 минут суммарно в день. Время использования его в домашних условиях не более 120 минут. Нормируемая продолжительность непрерывного использования компьютера или ноутбука для учащихся 10-11 классов на уроке должна быть не более 35 минут и не более 70 минут суммарно в день в образовательном учреждении. Время использования его в домашних условиях не более 170 минут. Планшетом учащимся 10-11 классов разрешается пользоваться на занятии не более 20 минут и не более 80 минут суммарно в день. Время использования его в домашних условиях не более 150 минут. Для профилактики нарушений осанки, переутомления, сохранения оптимального уровня работоспособности учащихся рекомендуется проведение комплексов физкультурных минуток. Для проведения физкультминуток следует руководствоваться комплексом физкультминуток, которые изложены в МР 2.4.0242-21. При использовании электронных средств обучения рекомендуется ежедневно дезинфицировать их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта. Используемые источники: 1. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 2. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» вред. От 20.03.2023. 3. МР 2.4.0242-21»Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
|