НОВОСТИ
О COVID-19
О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ЦЕНТР)
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Инфотека (нормативная база в области защиты прав потребителей)
Судебные решения по вопросам защиты прав потребителей
 
Финансовая грамотность
Информация для потребителей
  
Защита прав потребителей в схемах
  
Образцы претензий (заявлений)
 
Памятка потребителю
ТЕСТ ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ТЕСТ НА ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПРЕЙСКУРАНТЫ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
ПРИЕМ КЛЕЩЕЙ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
ДОКУМЕНТЫ
АБИТУРИЕНТАМ
СТАТЬИ
УРОК ЗДОРОВЬЯ
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
ВАКАНСИИ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙИнформация для потребителей

Положениями части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги, включающая в себя взнос на капитальный ремонт (пункт 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ), вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) или информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в ГИС ЖКХ или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее - МКД), собственникам и пользователям жилых домов.
Требования к платежному документу установлены пунктом 69 Правил.

Приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр (зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2018 N 51074) утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (далее - Форма).

Объем информации, предусмотренный Правилами и Формой, к отображению в платежном документе обязателен.
При этом следует учитывать, что частью 15 статьи 155 ЖК РФ, а также подпунктом "е" пункта 32 Правил закреплено, что для начисления платы за коммунальные услуги, подготовки и доставки платежных документов исполнитель услуг вправе привлекать на основании договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя.
С данной нормой права корреспондируется требование, изложенное в пункте 63 Правил, которым установлено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю услуг либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Учитывая вышеизложенное, юридическое лицо, которому в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также его представитель вправе взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги как самостоятельно, так и с привлечением платежных агентов, банковских платежных агентов и операторов почтовой связи, при этом привлечение последних не является обязательным.

Согласно подпункту "а" пункта 65 Правил, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.

Таким образом, физические лица - плательщики за коммунальные услуги вправе самостоятельно выбирать способ оплаты.
Вместе с тем обязанность по начислению размера платы за коммунальную услугу в установленном жилищным законодательством порядке и при привлечении исполнителем коммунальной услуги платежного агента возлагается на исполнителя услуг, что напрямую предусмотрено пунктом 31 Правил.

Следовательно, привлечение платежного агента не освобождает исполнителя услуг от несения ответственности и обязанности по начислению размера платы за коммунальную услугу в установленном жилищным законодательством порядке. Если исполнителем коммунальной услуги нарушены требования жилищного законодательства к платежному документу, орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации организует и проводит проверку в отношении него и принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

Кроме того, согласно подпункту "д" пункта 31 Правил исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Источник: Письмо Минстроя России от 30.06.2025 N 18079-ОГ/00 «О взимании платы за жилое помещение и коммунальные услуги»

    

Версия для печати     Сохранить в DOC