Положениями части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги, включающая в себя взнос на капитальный ремонт (пункт 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ), вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) или информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в ГИС ЖКХ или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее - МКД), собственникам и пользователям жилых домов. Требования к платежному документу установлены пунктом 69 Правил. Приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр (зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2018 N 51074) утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (далее - Форма). Объем информации, предусмотренный Правилами и Формой, к отображению в платежном документе обязателен. При этом следует учитывать, что частью 15 статьи 155 ЖК РФ, а также подпунктом "е" пункта 32 Правил закреплено, что для начисления платы за коммунальные услуги, подготовки и доставки платежных документов исполнитель услуг вправе привлекать на основании договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя. С данной нормой права корреспондируется требование, изложенное в пункте 63 Правил, которым установлено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю услуг либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Учитывая вышеизложенное, юридическое лицо, которому в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также его представитель вправе взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги как самостоятельно, так и с привлечением платежных агентов, банковских платежных агентов и операторов почтовой связи, при этом привлечение последних не является обязательным. Согласно подпункту "а" пункта 65 Правил, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты. Таким образом, физические лица - плательщики за коммунальные услуги вправе самостоятельно выбирать способ оплаты. Вместе с тем обязанность по начислению размера платы за коммунальную услугу в установленном жилищным законодательством порядке и при привлечении исполнителем коммунальной услуги платежного агента возлагается на исполнителя услуг, что напрямую предусмотрено пунктом 31 Правил. Следовательно, привлечение платежного агента не освобождает исполнителя услуг от несения ответственности и обязанности по начислению размера платы за коммунальную услугу в установленном жилищным законодательством порядке. Если исполнителем коммунальной услуги нарушены требования жилищного законодательства к платежному документу, орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации организует и проводит проверку в отношении него и принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений. Кроме того, согласно подпункту "д" пункта 31 Правил исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Источник: Письмо Минстроя России от 30.06.2025 N 18079-ОГ/00 «О взимании платы за жилое помещение и коммунальные услуги» |