НОВОСТИ
О COVID-19
О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ЦЕНТР)
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Инфотека (нормативная база в области защиты прав потребителей)
Судебные решения по вопросам защиты прав потребителей
 
Финансовая грамотность
Информация для потребителей
  
Защита прав потребителей в схемах
  
Образцы претензий (заявлений)
 
Памятка потребителю
ТЕСТ ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ТЕСТ НА ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПРЕЙСКУРАНТЫ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
ПРИЕМ КЛЕЩЕЙ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
ДОКУМЕНТЫ
АБИТУРИЕНТАМ
СТАТЬИ
УРОК ЗДОРОВЬЯ
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
ВАКАНСИИ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙИнформация для потребителей

У гражданина мошенники сначала украли телефон, а затем через мобильное приложение оформили на него кредит. Гражданин решил признать этот кредит недействительным. Но три местные судебные инстанции в удовлетворении требований отказали, а вот Верховный Суд РФ оказался совсем другого мнения. Он защитил права клиента банка.

Верховный Суд: не ясно, почему банк не заметил, что вся сумма была сразу переведена на счет другого человека
Стоит обратить внимание на детали: в метро у гражданина вытащили из кармана мобильный телефон, затем через установленное в телефоне приложение одного известного банка вор взял в кредит 480 000 рублей на имя хозяина трубки. И практически сразу все заемные деньги перевел на свой счет.

Гражданин заметил пропажу телефона очень быстро и сразу же поспешил в полицию. Там у него заявление приняли, и следователь возбудил уголовное дело о краже телефона по статье 158 Уголовного кодекса РФ.

Следующий визит пострадавший мужчина нанес в службу поддержки банка, мобильное приложение которого было установлено на украденном телефоне. Но - было поздно. В банке ему сообщили, что кредит уже взят. И возвращать деньги отказались. И гражданину оставалось одно - идти в суд с иском к финансовому учреждению.

В исковом заявлении он указал, что не брал кредит в банке, письменная форма договора не соблюдена, а все деньги, выданные банком, получил другой человек. В суде рассмотрели иск и заняли сторону банка.
Суд заявил, что на момент заключения кредитного договора гражданин не сообщал банку об утрате смартфона. А признание мужчины потерпевшим по уголовному делу о краже телефона вообще никак не влияет на его отношения с банком.

Понятно, что подобное решение не могло устроить потерпевшего, и он отправился его оспаривать. Но ни в одном из местных судов ему не повезло. Апелляция, а спустя несколько месяцев и кассация с выводами первого суда согласились целиком и полностью. Человеку ничего не оставалось делать, как обращаться в самую высокую инстанцию за защитой своих прав. И гражданин пошел в Верховный Суд РФ.

И лишь в этой высокой инстанции его доводы были услышаны.
В Верховном Суде материалы этого гражданского дела попали в Судебную коллегию по гражданским делам. Там тройка судей материалы спора внимательно изучила и заявила следующее: в решениях нижестоящих инстанций указано, что истец вправе предъявить требования о возмещении ущерба к вору. Получается, в банке не сомневались, что обстоятельства заключения кредитного договора, указанные гражданином, верны.

А еще Верховный Суд обратил внимание на следующий момент: местные суды, рассматривая этот спор, не выяснили, какими были условия кредитного договора, ведь подобного документа нет в материалах дела. К тому же нижестоящие инстанции не обратили внимания на электронную переписку гражданина со службой поддержки банка. А эта переписка в материалах дела как раз имеется.

Верховный Суд отдельно указал, что при дистанционном заключении кредитного договора банк, как более сильная и грамотная сторона отношений, должен "принимать повышенные меры предосторожности". Но в этом случае никаких мер предосторожности вообще не предпринималось. Кстати, именно о предосторожности при получении подобных кредитов говорится в Определении Конституционного Суда РФ (от 13 октября 2022 года N 2669-0).

Вызвал удивление Верховного Суда РФ и еще один исключительно важный факт в этом гражданском споре. Из материалов дела, по мнению высокой судебной инстанции, не ясно, почему банк, в котором был взят кредит, не обратил внимания, что сразу после получения заемных денег вся сумма в считанные часы была переведена на счет другого человека.

В итоге Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение в апелляцию. А она обязана ответить на все вопросы Верховного Суда и поправить нижестоящих коллег, которые важные детали не увидели.

Источник информации: Российская Газета, Определение Верховного Суда РФ N 5-КГ22-127-К2

Версия для печати     Сохранить в DOC