По некоторым категориям споров законодательством установлен обязательный досудебный порядок их урегулирования. В этом случае обращение в суд возможно только после соблюдения досудебного порядка. Должность финансового уполномоченного (уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг) учреждена для рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к определенным финансовым организациям. По общему правилу обращение к финансовому уполномоченному в рамках досудебного урегулирования спора является обязательным в случае: - требование заявлено к финансовым организациям, включенным в соответствующий реестр; - размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тыс. руб., либо если требования вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения в рамках ОСАГО, либо если требования имущественного характера связаны с заключением, исполнением или прекращением пенсионного договора, договора долгосрочных сбережений и (или) договора об обязательном пенсионном страховании. При этом финансовый уполномоченный не рассматривает, в частности, требования по вопросам, связанным с компенсацией морального вреда и возмещением убытков в виде упущенной выгоды. Прежде чем направить обращение финансовому уполномоченному, потребитель финансовых услуг должен направить в соответствующую финансовую организацию: - заявление с требованием об исполнении обязательства; - заявление о восстановлении нарушенного права в письменной или электронной форме, если получены сведения о решении финансовой организации по первому указанному заявлению и потребитель с ним не согласен либо истек срок для рассмотрения такого заявления, а сведения о решении по нему не получены. Финансовый уполномоченный рассматривает обращения, соответствующие установленным требованиям, если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет. Финансовый уполномоченный в течение трех рабочих дней со дня поступления обращения в службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного уведомляет потребителя финансовых услуг о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в его принятии в письменной или электронной форме. При этом указанный отказ должен быть мотивирован. Финансовый уполномоченный вправе запросить у финансовой организации и у потребителя финансовых услуг разъяснения, документы и (или) сведения, связанные с рассмотрением обращения. Если из них следует, что обращение потребителя финансовых услуг подано в отношении финансовой организации, которая не несет перед ним обязательств, финансовый уполномоченный вправе самостоятельно заменить (в установленный срок) такую организацию на надлежащую. Такая замена возможна, если потребитель финансовых услуг в поданном им обращении дал соответствующее согласие (ч. 2, 3.7, 4.1, 4.2 ст. 20 Закона N 123-ФЗ). По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный может принять решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении, которое вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания. В течение одного рабочего дня со дня принятия решение направляется (передается) потребителю. При отсутствии фактической возможности направить решение в форме электронного документа, а также по ходатайству потребителя финансовых услуг решение вручается ему на бумажном носителе или направляется на почтовый адрес, указанный в обращении. Решение финансового уполномоченного подлежит исполнению финансовой организацией не позднее срока, указанного в решении, за исключением случаев приостановления исполнения решения. Если потребитель финансовых услуг не согласен со вступившим в силу решением финансового уполномоченного, он вправе в течение 30 календарных дней после дня вступления в силу решения обратиться в суд с исковым заявлением к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении. Копия обращения в суд подлежит направлению финансовому уполномоченному.
|