Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Закон применим к правоотношениям, возникающим по следующим основаниям: - одной стороной правоотношений должен быть гражданин (потребитель), второй сторон - организация/ индивидуальный предприниматель; -гражданин (потребитель) должен приобрести товары (заказать услуги/работы) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Рассмотрим основные права потребителя при приобретении некачественного товара.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Разберем правовую помощь на одном из примеров обращений потребителей при приобретении некачественного товара. В отделение по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Вологодской области» обратился потребитель, который приобрел диван. На приобретенный товар был установлен гарантийный срок - 1 год. После приобретения товара в процессе эксплуатации потребитель обнаружил недостатки. Товар с выявленными недостатками был принят продавцом на гарантийное обслуживание. Однако заявленные недостатки в установленный Законом срок не были устранены. Диван потребителю не вернули.
Потребитель обратился к продавцу с претензией о нарушении сроков гарантийного обслуживания, потребовал расторгнуть договор купли-продажи и вернуть денежные средства, уплаченные за некачественный товар. Продавец отказал в добровольном удовлетворении требований. Потребитель неоднократно пытался урегулировать спор в досудебном порядке, но безрезультатно.
Далее за защитой своих прав потребитель обратился уже в суд, так как имелись основания для расторжения договора купли-продажи. Поскольку права потребителя были нарушены, суд удовлетворил исковые требования и взыскал с продавца стоимость товара, неустойку за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о возврате денежных средств, компенсацию морального вреда, судебные расходы и штраф. Взысканная сумма превысила стоимость товара почти в 3 раза. |