Госдума приняла во втором и третьем чтении закон, который с 1 сентября 2025 года запрещает навязывать потребителям любые дополнительные товары, работы и услуги. Навязывание услуг потребителю — это обусловленность приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе обязательное заключение иных договоров. Некоторые проявления навязывания услуг: - предоставление преимуществ одному покупателю перед другим в случае приобретения первым добавочных товаров или услуг; - лишение покупателя определённых благ при отказе от принятия добавленного товара; - отказ продать надлежащий товар без побочного; - требование последующего сервиса или покупки комплектующих товаров только у указанных лиц; - навязывание комплекса услуг, по своей сути не зависящих друг от друга и могущих предоставляться отдельно. Такое действие запрещено законом, в частности пунктом 2 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей». Согласие потребителя на выполнение дополнительных платных работ или услуг должно быть оформлено в письменной форме. Чаще всего такое навязывание дополнительных трат происходит, например, при приобретении авиа- и железнодорожных билетов дистанционным способом. Граждане даже не замечают, как автоматически им предоставляют дополнительные платные услуги в виде страхования, смс-оповещения и так далее. В соответствии с поправками потребитель будет вправе отказаться от оплаты навязанных ему дополнительных товаров (работ, услуг), а если они уже оплачены, то потребовать от продавца (исполнителя, владельца агрегатора) возврата денег. Требование о возврате уплаченной суммы должно быть удовлетворено в течение трех дней со дня его получения. Продавцам (исполнителям, владельцам агрегаторов) запрещается проставлять автоматические отметки о согласии потребителя с приобретением дополнительных товаров (выполнением работ, оказанием услуг). А если потребитель согласен с их приобретением (выполнением, оказанием), он должен будет подтвердить это в письменной форме. Соответствующие изменения вносятся в статью 16 закона "О защите прав потребителей". Эти изменения позволят усилить защиту прав потребителей, а также добросовестных предпринимателей, которые не используют подобные уловки. Под действие закона попадают любые товары, работы и услуги. Источник информации: https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=news&op=page&page=%2Fnews%2F28145%2F |