Новый вид мошенничества появился в Вологде. Представляясь сотрудниками службы по защите прав потребителей, мошенники по телефону выманивают деньги у предпринимателей. В начале февраля 2016 года в отделение по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» с одной и той же жалобой обратились несколько горожан. Среди них - руководители автомоек, гостиниц, магазинов, владельцы салонов красоты. Все они сообщали, что им звонили сотрудники службы по защите прав потребителей. Данные сотрудники предупреждали, что на днях в организации (магазине) будет проверка. При этом предлагали предпринимателям купить «необходимый» набор литературы в «уголок потребителя», настаивая, что только так удастся избежать штрафа. После приобретения данной литературы сотрудники обещали составить акт проверки о том, что нарушения отсутствуют. Сотрудники лже-службы обещали, что продукцию привезет курьер, после предоплаты, которая составляет 2000,00 рублей. Когда один из руководителей спросил, где находится данная служба, на каком основании будет проводиться проверка, кто является руководителем данной службы, то конкретных ответов так и не получил. Что делать, если вы столкнулись с подобным видом мошенничества? Какое наказание может грозить мошеннику? 1. По телефону никаких уведомлений о проверках быть не может. В Федеральном законе от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» дано понятие проверки, т.е. проверкой является совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. О проведении проверок организации заранее должны быть уведомлены. Срок вручения уведомлений о проведении проверки зависит от вида проверки. Любые проверки, проводимые в отношении организаций делятся на два вида: плановые и внеплановые. О проведении плановой проверки организации уведомляются органом государственного контроля не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. О проведении внеплановой выездной проверки, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление организаций о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется. 2.Предложения о покупке литературы и вообще какие-либо требования подобного свойства неправомочны: действительная служба защиты прав потребителей не продает литературу, книги, своды законов и т.д. 3. При возникновении похожей ситуации постарайтесь узнать, что это за служба защиты прав потребителя», где она находится, после чего обращайтесь с заявлением в полицию. К сожалению, данная сумма, которую пытаются получить мошенники, не является основанием для привлечения лиц к уголовной ответственности, если только не будут доказаны квалифицирующие признаки, например, мошенничество, совершенное группой лиц. Но установить умысел (звонящий и курьер — это не всегда лица, которые действуют по предварительному сговору) правоохранительным органам будет достаточно затруднительно, поэтому, очевидно, что такое лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности и получить штраф. Но если будет установлена цепь таких правонарушений, а значит все действия на обогащение будут рассматриваться через призму единого умысла, тогда возможно привлечение данных лиц по ст. 159 УК РФ и наказание вплоть до реального лишения свободы сроком до 2-х лет. Для справки: Официальной законодательной базой для формирования стенда являются: Закон РФ «О защите прав потребителей» (ст. 8-10) и Правила продажи отдельных видов товаров (п. 10). Организации, относящиеся к любым организационно-правовым формам, изготавливающие, отпускающие продукт или осуществляющие оказание услуг, обязаны обеспечить для потребителя возможность доступа к информационным данным о своем предприятии, о режиме работы, особенностях товаров, услуг. Требуется разместить документы для потребительского стенда в заметном и легкодоступном месте. Поэтому «Уголок» надо повесить так, чтобы посетители беспрепятственно могли подойти к нему и изучить. По закону до потребителя требуется донести такие сведения, как: официальная регистрация организации, изготавливающей, продающей продукт или исполняющей услуги; регистрирующее ведомство; наличие лицензии и аккредитации для определенных сфер деятельности. Все обязательные к размещению сведения содержат и Правила продажи отдельных видов товаров. Текст с ними также помещают на информационный стенд. Предпринимателей, нарушивших правила, ожидает ответственность, согласно ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. |