Приобретая различные товары, а также заключая договоры оказания услуг или выполнения работ, потребитель может столкнуться с тем, что приобретенный товар или оказанная услуга/выполненная работа оказались некачественными или нарушен срок передачи товара/оказания услуг (выполнения работ). Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Защита прав потребителей – это полный комплекс мер, закрепленных на законодательном уровне, направленных на регулирование правоотношений, возникающих между физическим лицом – потребителем товара или услуг для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, и изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера (далее по тексту Продавец). Рассмотрим правовую помощь на одном из примеров обращений потребителей. В отделение по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Вологодской области» обратился потребитель, который приобрел многофункциональное устройство путем дистанционного способа. На приобретенный товар был установлен гарантийный срок - 3 года. После приобретения товара в процессе эксплуатации потребитель обнаружил недостатки. Товар с выявленными недостатками неоднократно направлялся на гарантийное обслуживание. Однако заявленные недостатки не были устранены. Согласно п.5 ст.261 Закона - последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18 - 24 Закона. Потребитель обратился к продавцу с заявлением о ненадлежащем качестве многофункционального устройства, потребовал расторгнуть договор купли-продажи и вернуть денежные средства, уплаченные за некачественный товар. Продавец отказал в добровольном удовлетворении требований. Потребитель попытался урегулировать спор в досудебном порядке, но безрезультатно. Далее за защитой своих прав потребитель обращается уже в суд, так как имелись основания для расторжения договора купли-продажи. Поскольку права потребителя были нарушены, суд удовлетворил исковые требования и взыскал с продавца стоимость товара, неустойку за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о возврате денежных средств, компенсацию морального вреда, судебные расходы и штраф. Взысканная сумма превысила стоимость товара почти в 4 раза. Таким образом, под правовой помощью потребителям предлагается понимать совокупность правовых средств защиты, направленных на восстановление и (или) компенсацию нарушенных прав потребителей.
|