О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ДОКУМЕНТЫ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
СТАТЬИ
ТУРИСТАМ
АБИТУРИЕНТАМ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Инфотека (нормативная база в области защиты прав потребителей)
Судебные решения по вопросам защиты прав потребителей
Информация для потребителей
  
Защита прав потребителей в схемах
  
Образцы претензий (заявлений)
 
Памятка потребителю
ПРЕСС-ЦЕНТР
Грипп и ОРВИ
Всероссийская неделя сбережений
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙИнформация для потребителей

В соответствии с п. 2 статьи 3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ  не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия которые:
• не соответствуют требованиям нормативных документов;
• имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
• не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
• не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
• не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.
В случае покупки товара ненадлежащего качества, потребителю в первую очередь необходимо определить, какое требование он будет предъявлять в связи с выявленным нарушением.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон)  и ГОСТ Р 51074 – 2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей Общие требования» продавец обязан довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а именно:
- наименование продукта;
- сорт (при наличии);
- наименование и местонахождения изготовителя;
- товарный знак изготовителя (при наличии);
 - масса нетто, или объем, или количество;
- состав продукта (за исключением продуктов, состоящих из 1 ингредиента);
- пищевые добавки, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;
- пищевая ценность;
- дата изготовления и дата упаковывания;
- условия хранения;
- срок годности;
- обозначение документа, в соответствии с которым товар изготовлен и может быть идентифицирован;
- информация о подтверждении соответствия;
- термическое состояние (охлажденный, замороженный); упаковано под вакуумом (при наличии вакуума в упаковке);
- назначение и условие применения для продуктов детского и диетического питания, биологически активных добавок;
- рекомендации по приготовлению готовых блюд ля концентратов и полуфабрикатов пищевой продукции.


При приобретении товаров необходимо обратить внимание, каким образом доводится до потребителя информация о цене реализуемых товаров. Постановлением Правительства от 19.01.1998г  № 55 утверждены «Правила продажи отдельных видов товаров», которыми предусмотрено обязательное наличие ценников, оформленных с указанием наименования товара,  сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Согласно правил продажи для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование (контрольные весы).

Потребителям следует обращать внимание на установку измерительных приборов. Согласно «Правил пользования мерами и измерительными приборами на предприятиях торговли и общественного питания» весы должны устанавливаться на рабочих местах продавцов таким образом, чтобы покупатели могли видеть весь процесс  взвешивания и отпуска товаров. Запрещается загромождать весы выставкой товаров, инвентарем и др. 

Товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных или увязочных материалов, металлических клипс. Покупатель вправе требовать взвешивания продовольственных товаров после удаления клипс и шпагатов, которые не входят в стоимость 1 кг товара. 

В случае предпродажного фасования и упаковки развесных товаров в предприятии торговли в упаковку вкладывается маркировка, на которой указано наименование товара, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, фамилия или номер фасовщика, который несет ответственность за правильность указанных данных.  Если расфасованный товар не имеет такой маркировки, следует потребовать от продавца взвесить товар в присутствии покупателя и произвести расчет стоимости согласно фактической массе. 

При расчете за покупку в магазинах самообслуживания выдаются контрольно- кассовые чеки, в которых перечислены наименования оплаченных товаров, потребителю необходимо обращать внимание на правильность указанной  там информации о наименовании, количестве, цене  товара.

Права потребителя при обнаружении продажи некачественных продовольственных товаров

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 503 Гражданского кодекса РФ в случае обнаружения недостатка товара покупатель вправе по своему выбору:
• потребовать замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
Требование о замене подлежит удовлетворению в течение семи дней со дня его предъявления, а при необходимости дополнительной проверки качества – в течение двадцати дней.
• потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
• отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. 
Эти два требования подлежат удовлетворению в течение десяти дней со дня их предъявления.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар ненадлежащего качества.
Обратите внимание!Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требования.


Что делать в случае покупки некачественных продуктов
Важно! Потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара в течение срока годности!


Для удовлетворения любого из указанных выше требований необходимо обратиться к Продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, с четко сформулированными требованиями.
Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу лично (в этом случае на втором экземпляре, который остается у Вас, он должен поставить отметку о принятии) либо направить по почте, желательно заказным письмом с уведомлением о вручении.
При получении претензии потребителя, Продавец обязан принять товар и в случае необходимости провести проверку качества. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (о чем должен сообщить продавцу).
Проверка качества проводится самим продавцом или уполномоченной им организацией и не является экспертизой.
В случае возникновения спора о причинах появления недостатка товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе оспорить такое заключение в суде.
Важно! Потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара в течение срока годности.
Экспертизу пищевых продуктов целесообразно проводить только, если не нарушена потребительская тара (упаковка), т.к. в противном случае, невозможно доказать, что причина понижения качества является вина изготовителя или продавца. Поэтому при обращение к изготовителю, продавцу, либо в надзорные органы с претензией на качество пищевых продуктов необходимо указать: изготовителя, наименование товара, сорт, массу нетто или объем в потребительской таре, дату изготовления и упаковывания и другие отличительные признаки товара., чтобы можно было отобрать для проведения экспертизы пищевые продукты в соответствии с требованием нормативных документов.
Внимание! Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
В случае отказа продавца в удовлетворении требований, заявленных в претензии, в добровольном порядке потребитель вправе обратиться в суд по выбору: по месту нахождения организации, по месту жительства или пребывания потребителя, либо по месту заключения или исполнения договора.


Советы потребителю

Не покупайте пищевые продукты у случайных продавцов.
Проверяйте дату изготовление товара, срок годности.
Обратите внимание на соблюдение продавцом условий хранения товара (например, температурный режим).
В случае возникновения сомнений в качестве продовольственных товаров требуйте у продавца документы, подтверждающие происхождение и качество товара (сертификат, декларацию о соответствии)

Обратите внимание! Продовольственный товар надлежащего качества обменять на аналогичный товар нельзя.

Версия для печати     Сохранить в DOC