НОВОСТИ
О COVID-19
О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ЦЕНТР)
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Инфотека (нормативная база в области защиты прав потребителей)
Судебные решения по вопросам защиты прав потребителей
 
Финансовая грамотность
Информация для потребителей
  
Защита прав потребителей в схемах
  
Образцы претензий (заявлений)
 
Памятка потребителю
ТЕСТ ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ТЕСТ НА ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПРЕЙСКУРАНТЫ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
ПРИЕМ КЛЕЩЕЙ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
ДОКУМЕНТЫ
АБИТУРИЕНТАМ
СТАТЬИ
УРОК ЗДОРОВЬЯ
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
ВАКАНСИИ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙИнформация для потребителей

Изменился порядок разрешения споров между потребителями и страховыми компаниями, в связи с началом действия новой редакции Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
C 1 июня 2019 года, если пострадавшему и страховщику не удалось договориться, то потребитель должен в первую очередь обратиться к финансовому уполномоченному. В суд подать иск он может, если решение уполномоченного не устраивает потребителя.

Нормативный правовой документ, который регламентирует деятельность финансового уполномоченного (омбудсмена) - это Федеральный закон от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".
    В качестве финансового уполномоченного выступают:
    1.  главный финансовый уполномоченный;
    2. финансовые уполномоченные в сферах финансовых услуг.
    Именно они будут решать досудебные споры между страховыми компаниями и водителями. Впоследствии количество уполномоченных возможно будет увеличено, т.к. Совет директоров Банка России вправе назначить нескольких финансовых уполномоченных, рассматривающих обращения в одной сфере финансовых услуг.

Финансовый уполномоченный рассматривает спор в том случае, если одновременно выполняются следующие условия:
    1. Страховая компания включена в специальный реестр, который доступен на сайте финуполномоченного.
    2. Спор связан со страхованием ОСАГО, ДСАГО и иного страхования средств наземного транспорта (КАСКО).
    3. Прошло менее 3-х лет с того момента, как у Потребителя возникли претензии к страховой (например, после выплаты не в полном объеме).

Подать обращение к финуполномоченному можно лично по адресу: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., дом 3 или в электронном виде через сайт финомбудсмена  https://finombudsman.ru/.

Порядок взаимодействия Потребителя с финансовым уполномоченным:
    1. Потребитель направляет в страховую компанию, с которой возник спор, заявление по поводу спорной ситуации. Документ можно направить в электронном виде.
    2. Потребитель дожидается ответа от страховой компании. Если ответ не получен в течение 30 дней, то можно переходить к следующему шагу.
    3. Потребитель направляет обращение финансовому уполномоченному. К обращению нужно приложить отказ страховой компании (при наличии). Если ответ от страховой не получен, то это также следует указать в обращении.
    4. В течение 3 рабочих дней потребитель должен получить уведомление о том, что обращение принято к рассмотрению.
    5. В течение 15 дней с момента передачи обращения омбудсмену это обращение должно быть рассмотрено. За это время уполномоченный уведомляет страховую компанию о споре и запрашивает у нее дополнительные документы. Финансовый уполномоченный рассматривает обращение потребителя в заочной форме (без вызова сторон) на основании предоставленных документов. Однако возможно и очное рассмотрение дела, в том числе с использованием видео-конференц-связи.
    6. В течении 1 рабочего дня решение уполномоченного направляется потребителю и страховой компании в электронном виде.
    7. Решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после его подписания омбудсменом. При этом в самом решении указывается срок, в течение которого страховая компания должна его исполнить. Этот срок составляет 10 - 30 дней.
    8. Если страховая компания отказывается от исполнения решения (не делает выплату) в течение указанного срока, то потребитель может еще раз обратиться к финансовому уполномоченному для получения удостоверения, являющегося исполнительным документом. С указанным удостоверением потребитель обращается к судебным приставам, которые принудительно взыскивают деньги со страховой.

Обращение к финансовому уполномоченному включает в себя:
    1. фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии), дату и место рождения, место жительства потребителя финансовых услуг;
    2. почтовый адрес и иные контактные данные потребителя финансовых услуг (номер телефона, адрес электронной почты - при наличии), а в случае, если обращение направляется в электронной форме, - адрес электронной почты;
    3. наименование, место нахождения и адрес финансовой организации;
    4. сведения о существе спора, размере требования имущественного характера, а также номере договора и дате его заключения (при наличии);
    5. сведения о направлении заявления в финансовую организацию, наличии ее ответа, а также об использованных сторонами до направления обращения финансовому уполномоченному способах разрешения спора;
    6. копию платежного документа, подтверждающего внесение платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращений третьих лиц (в случае направления обращений лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации);
    7. дату направления обращения.

Принятие и рассмотрение обращений финансовым уполномоченным осуществляются бесплатно, за исключением обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации. В последнем случае рассмотрение обращения финансовым уполномоченным осуществляется за плату в размере, установленном Советом Службы.
Если Потребитель самостоятельно подает обращение финансовому уполномоченному, то для него эта процедура бесплатна. Однако если Потребитель передал право требования возмещения специальной организации, то для такой организации обращение является платным. Кроме того, за работу уполномоченного платят и страховые компании. Причем размер взноса каждой страховой зависит от того, сколько жалоб на эту страховую поступило. Чем больше жалоб - тем крупнее взнос. Так что страховые компании должны быть заинтересованы в том, чтобы решать вопросы с водителями самостоятельно.

Потребитель может обратиться в суд с иском к страховщику с теми же требованиями в следующих случаях:
    1. непринятия финансовым уполномоченным решения в установленный срок;
    2. прекращения рассмотрения обращения финансовым уполномоченным по основаниям установленным законом (статьей 27 настоящего Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг";
    3. несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного.

    При этом в суд следует предоставить доказательства того, что потребитель обращался к омбудсмену. В суд предоставляется хотя бы один из следующих документов:
    1. решение финансового уполномоченного;
    2. соглашение в случае, если финансовая организация не исполняет его условия;
    3. уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению.

Обращаем внимание, что исполнение страховщиком решения финансового уполномоченного признается надлежащим исполнением по договору страхования. Только в случае неисполнения решения суд может взыскать со страховщика штраф 50 % от суммы требования удовлетворенного финансовым управляющим или установленным соглашением между потребителем и страховщиком. Страховщик вправе обжаловать в судебном порядке решение финансового уполномоченного в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу.     

Копию иска страховщик обязан направить потребителю.

Версия для печати     Сохранить в DOC