За последнее время количество автомобилей в нашем городе значительно увеличилось. Сейчас машина, как постоянное средство передвижения, должна находиться около дома. А отсюда и актуальность проблемы: где хранить автомобиль? Одним из приемлемых вариантов является использование платной автостоянки. Для автовладельца целью постановки автомобиля на платную стоянку является полное обеспечение его сохранности. Взаимоотношения владельца машины и автостоянки регламентируются главой 47 Гражданского кодекса «Хранение», а поскольку в большинстве случаев автовладельцем является гражданин — потребитель, то, соответственно, и Законом РФ «О защите прав потребителей». Также Правительством РФ утверждены «Правила оказания услуг автостоянок» (Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 г. № 795). Лицом, оказывающим услуги по хранению автомобиля, может быть любая организация, независимо от ее организационно-правовой формы, либо индивидуальный предприниматель. Договор с исполнителем должен заключаться в письменной форме, при этом письменная форма договора считается соблюденной, если автостоянка выдала вам при приемке автомобиля сохранную расписку, квитанцию или иной удостоверяющий приемку документ с указанием государственного регистрационного номера автомобиля. Например, чаще всего выдают квитанцию об оплате, и в ней должно значиться: оплата за хранение а/м гос. номер. Однако по действующим «Правилам оказания услуг автостоянок» подобное допускается при краткосрочной разовой постановке автомобиля (на срок не более суток). При более длительном хранении автостоянка обязана оформить с вами договор по всем правилам, куда включить все условия хранения, порядок оплаты, въезда и выезда с автостоянки, и приблизительную стоимость транспортного средства. Согласно п.10 «Правил оказания услуг автостоянок» договор заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения: а) фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя либо фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, сведения о его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; б) фамилия, имя, отчество, номер телефона и адрес потребителя; в) дата заключения договора, срок хранения автомототранспортного средства. В договоре могут быть также предусмотрены сроки отдельных этапов оказания услуг (промежуточные сроки); г) цена услуги по хранению автомототранспортного средства, цены дополнительных услуг, оказываемых за плату, а также форма и порядок их оплаты; д) марка, модель и государственный регистрационный знак автомототранспортного средства, принимаемого на хранение; е) цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон; ж) условия хранения автомототранспортного средства; з) порядок приема и выдачи автомототранспортного средства; и) должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного работника исполнителя, оформляющего договор, его подпись, а также подпись потребителя; к) другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг. Договор составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю, а другой остается у исполнителя. Заключение письменного договора о хранении автотранспортного средства будет иметь важное значение в случае повреждения либо угона автомобиля с территории стоянки и поможет без излишних проволочек взыскать в виновника причиненный ущерб. А что же делать потребителю в случае утраты (хищения), повреждения или нарушения комплектности автомобиля в процессе его хранения на автостоянке? Если за время нахождения автомобиля на автостоянке произошло его повреждение, то по требованию потребителя должен быть составлен акт, в котором описываются видимые наружные повреждения и дефекты автомобиля. Акт составляется и подписывается совместно с уполномоченным работником автостоянки в двух экземплярах, один из которых остается у потребителя. Если стоянка отказывает в составлении акта, его надо составить самостоятельно, подписав как минимум у двух свидетелей (с их ФИО и адресами). Кроме того, рекомендуется вызвать ГИБДД, которая также зафиксирует нанесенные повреждения. В соответствии со статьями 902, 393, 15 Гражданского кодекса РФ, причиненный автомобилю ущерб должен быть возмещен в полном объеме. Для оценки нанесенного ущерба надо обратиться в одну из специализирующихся на данной деятельности организаций. При этом на осмотр автомобиля экспертом следует вызвать (телеграммой либо заказным письмом с уведомлением о вручении) представителей автостоянки. В случае их неявки осмотр может быть произведен и в их отсутствие. В соответствии с п.32 «Правил оказания услуг автостоянок» в случае, если в результате повреждения, за которое автостоянка несет ответственность, качество автомобиля изменилось настолько, что он не может быть использовано по назначению, его владелец может отказаться от него и потребовать возмещения стоимости машины. После того, как будет определена сумма причиненного вам ущерба, на имя руководства автостоянки необходимо написать заявление — претензию, в которой изложить требование о возмещении ущерба, расходов на экспертизу и т.д. в назначенный вами разумный срок и приложить копии подтверждающих документов. Претензию также необходимо передать под расписку о получении или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Итак, потребителю нужно составить акт о повреждениях, вызвать ГИБДД, а если автостоянка отказывается возмещать ущерб - обратиться в суд по своему месту жительства, месту причинения вреда или месту нахождения юридического лица, предоставившего услуги по хранению автомобиля.
|