Навязывание услуг или товаров потребителям является прямым нарушением российского законодательства. В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1997 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту – Закон) запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг). Если в рамках исполнения основного обязательства продавец/исполнитель оказал дополнительные платные услуги без письменного согласия потребителя, последний вправе потребовать от продавца/исполнителя возврата уплаченной суммы (ч. 3 ст. 16 Закона). Таким образом, потребителю должна быть предоставлена своевременная информация в полном объеме для правильного выбора. Если потребитель обнаружил, что он оплатил без согласования дополнительные услуги, то он может отказаться от ненужного сервиса и предложить продавцу/исполнителю добровольно устранить нарушение с возмещением расходов. При неудовлетворении данных требований потребитель может направить продавцу/исполнителю письменную претензию, составленную в двух экземплярах, с изложением всех обстоятельств дела, расчетами понесенных убытков и требованием об их устранении. При неудовлетворении требований в добровольном досудебном порядке потребитель может обратиться судебные органы за защитой своих прав.
|