01 февраля 2012 года Верховный Суд Российской Федерации утвердил Обзор по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел. В Обзоре Верховный суд РФ обобщил практику по спорам, связанным с исполнением договоров участия в долевом строительстве, договоров на оказание туристических, жилищно-коммунальных услуг, а также некоторые вопросы процессуального характера, в частности о возложении бремени доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства. В частности, обобщаются следующие выводы из определений судебных инстанций: 1. Действие законодательства о защите прав потребителей распространяется на договоры об оказании гражданам туристских услуг. Если клиенты отказались от турпоездки, агентство не может брать неустойку. 2. Ресурсоснабжающая организация (поставляющая электроэнергию, газ и т.п.) не может отключать от света и тепла граждан, своевременно оплативших счета. Даже если деньги где-то исчезли на счетах коммунальщиков, обычные жильцы не должны страдать. 3. Если продавец отказался добровольно возместить ущерб потребителю, то по суду он должен будет еще и заплатить немалый штраф. 4. Законодатель установил повышенную ответственность за нарушение обязательств стороной, осуществляющей предпринимательскую, в том числе строительную, деятельность. Поэтому если дом сдан позже установленного срока, покупатели квартир, заключившие договора на стадии строительства, вправе рассчитывать на компенсацию в том числе морального вреда. 5. По общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, возникшего в сфере защиты прав потребителей, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере). 6. В споре между покупателем и продавцом о качестве проданного товара продавец должен сам доказать факт отсутствия в товаре недостатков либо факт возникновения недостатков не по его вине. Если человек купил машину с перекрашенным кузовом, именно продавец должен доказать, что это не брак, и перекрашивали авто на заводе во время изготовления. |