Туризмом признаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. Если отдыхающего не устраивает качество предоставленных туруслуг, ему следует сохранить все документы: договор, ваучер, путевку, подтверждение оплаты и прочие документы. Первое, что потребуется сделать, – это доказать имевшие место недостатки при оказании услуги. Для этого нужно собрать все возможное документы, подтверждающие ситуацию. Например, если туриста поселили в отеле более низкой категории, чем предусматривалось договором, необходимо взять соответствующую справку из отеля о его категории. Если какая-либо из услуг не была оказана (например, отменена оплаченная экскурсия), нужно прямо на месте потребовать замены услуги на аналогичную либо письменного подтверждения ее отмены у представителя туристической фирмы. Претензию в туристическую фирму следует отправлять в течение 20 дней после окончания тура. Ее пишут в свободной форме, указывая пункты договора, которые были нарушены, и приводя ссылки на нормы законов «Об основах туристической деятельности в РФ» и «О защите прав потребителей». К документам можно приложить копии счетов за вынужденные расходы. Претензия составляется в 2 экземплярах, один из которых потребитель оставляет у себя. Отправить претензию можно заказным письмом с описью и уведомлением о вручении. Квитанцию и уведомление желательно тоже сохранить. Туристическая фирма обязана принять претензию и в течение 10 дней прислать свой ответ. Претензию со всеми собранными документами надо отправить не только в туристическую фирму, но также в банк или страховую компанию, которые предоставляют фингарантию. Если фирма имеет гарантию в страховой компании, следует направить туда претензию также не позднее чем через 20 дней после возвращения из тура. Все документы на иностранных языках должны быть переведены на русский язык и нотариально заверены. Впрочем, туроператор сам обязан известить страховщика о конфликте с клиентом, после чего они вместе должны провести внутреннее расследование. После расследования, если случай признается страховым, компания должна предложить определенную выплату. Если потребитель согласен с размеров выплаты, он получает деньги не позднее чем через 30 дней или непосредственно от туроператора, или от страховой фирмы. Если случай не признан страховым и на претензию получен отказ или потребитель не согласен с предложенной суммой выплаты, остается подать иск в суд. В этом случае можно требовать компенсацию за нанесенный моральный вред и упущенную выгоду (например, если из-за проблем на отдыхе за границей сорвались важные переговоры). Страховка эти пункты не охватывает. Если у туроператора банковская фингарантия, непосредственно в банк можно обратиться только в случае получения от туроператора письменного отказа в удовлетворении претензии или по решению суда. Если фирма не реагирует на предъявленную претензию, нужно подать иск в суд в связи с невыполнением ею своих обязательств. Иск может быть предъявлен как по месту нахождения фирмы, так и по месту жительства туриста, при этом государственная пошлина не взимается. Беляева Юлия Александровна Консультационный пункт для потребителей в городе Великий Устюг |