О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ДОКУМЕНТЫ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
СТАТЬИ
ТУРИСТАМ
АБИТУРИЕНТАМ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Инфотека (нормативная база в области защиты прав потребителей)
Судебные решения по вопросам защиты прав потребителей
Информация для потребителей
  
Защита прав потребителей в схемах
  
Образцы претензий (заявлений)
 
Памятка потребителю
ПРЕСС-ЦЕНТР
Грипп и ОРВИ
Всероссийская неделя сбережений
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙИнформация для потребителей

Согласно законодательству РФ платные медицинские услуги включают в себя профилактическую, реабилитационную, лечебно-диагностическую, зубопротезную и протезно-ортопедическую помощь.
Судебная практика показывает рост числа претензий со стороны пациентов к врачам стоматологам. Чаще всего это связано:

  • Со снижением качества стоматологической помощи;
  • С применением новой методики лечения, которую специалист еще не освоил;
  • С неправильным применением стоматологических препаратов;
  • С неправильным использованием отдельных видов стоматологической аппаратуры, и другое.

Законодательство, регулирующее защиту прав пациентов:
Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». В статье 31 указанного закона  содержится утверждение, что каждый из граждан имеет право на доступ к информации о действительном состоянии его здоровья, диагнозе, прогнозах на лечение, методах лечения, риске, возможных последствиях лечения.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» обязывает медицинские учреждения обеспечивать граждан информацией обо всех обстоятельствах предоставления медицинских услуг. В число обязательной для обнародования информации включаются сведения о квалификации специалистов и сертификации на определенные виды деятельности.
Федеральный закон «О защите прав потребителей», содержит нормы, регулирующие качество стоматологических услуг. Закон обязывает медицинское учреждение оказывать услуги надлежащего качества и устанавливает меры юридической ответственности клиники, в основном в форме денежного возмещения ущерба. Данный закон указывает, как определить уровень качества всех услуг, и в том числе медицинских.

Перед оказанием стоматологических услуг пациенту необходимо требовать предъявить ему сертификат и лицензию, выданные на конкретный вид деятельности. Медицинские учреждения имеют право оказывать услуги только по специальному разрешению здравоохранительных органов, и обязаны по первому требованию предъявить пациенту соответствующие документы.

Кроме того необходимо заключить договор,  перед оказанием  стоматологических  услуг, в котором оговорить условия и сроки оказания услуг; права, обязанности и взаимная ответственность сторон, а также порядок расчетов.
Оплата за оказание стоматологических услуг производится либо через банк, либо непосредственно в медицинском учреждении. Пациент должен получить на руки кассовый чек или копию бланка, подтверждающего оплату. Медицинские учреждения, работающие без применения контрольно-кассовых машин, обязаны использовать бланк, утвержденный в установленном законом порядке и являющийся документом строгой отчетности. В том случае, если оказывающая услуги сторона не выполняет своих обязательств, или выполняет их не в полной мере, договор и чек служат подтверждением того, что услуга была оказана именно в данном медицинском учреждении.


В соответствии со ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель  обязан оказать услугу, качество которого соответствует договору.  
 При отсутствии в договоре условий о качестве услуги, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям.

Если все же оказанные стоматологические услуги оказались некачественными, то пациенту, прежде всего, необходимо обратиться к эксперту-стоматологу для получения экспертного заключения.

Эксперт стоматолог это врач, обладающий профессиональными теоретическими знаниями и практическими навыками в определенной области стоматологии (хирургия, ортопедия, терапия, ортодонтия) со значимым стажем работы, позволяющим ему оценивать действия своих коллег с позиции соответствия оказанных стоматологических услуг правилам медицины и соблюдения медицинских технологий.

Все недостатки стоматологических услуг можно разделить на два вида: обычные и существенные.

Обычный недостаток стоматологической услуги - несоответствие услуги условиям договора или целям, для которых услуга такого рода обычно используется, или целям, о которых стоматологическая клиника была поставлена в известность потребителем при заключении договора.

Существенный недостаток стоматологической услуги - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

В соответствии с законодательством РФ, пациент, при обнаружении недостатков оказанной услуги  вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:
безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
безвозмездного повторного оказания услуг;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Пациент вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной стоматологической услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований.

Требования, связанные с недостатками оказанной услуги, могут быть предъявлены при принятии оказанной услуги или в ходе оказания услуги либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии оказанной услуги в течение сроков, установленных законодательством.

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками оказанной услуги, если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия оказанной услуги.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки стоматологической услуги обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет потребитель вправе предъявить установленные требования если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата услуги или по причинам, возникшим до этого момента.

В случае выявления существенных недостатков стоматологической услуги потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата услуги или по причинам, возникшим до этого момента.

Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет со дня принятия результата услуги, но в пределах установленного на результат услуги срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата услуги потребителем, если срок службы не установлен.

В любом случае, при обнаружении недостатков оказанной услуги пациенту  необходимо направить письменную претензию в адрес исполнителя с четким указанием своих требований и сроком выполнения  данных требований.

Претензия составляется в простой письменной форме и вручается исполнителю под роспись.

Законодательством установлен срок, в течение которого требования пациента должны быть удовлетворены – 20 дней. Если требования не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления или обнаруженный недостаток является неустранимым, пациент по своему выбору вправе требовать:

  • соответствующего уменьшения цены за выполненную работу оказанную услугу;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами;
  • отказа от исполнения договора об оказании услуги и возмещения убытков.


В том случае, если требования пациента не удовлетворены и недостатки не устранены исполнителем добровольно, необходимо обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.

Таширева Ю.Л.
Консультационный пункт для потребителей в городе Череповец

Версия для печати     Сохранить в DOC