За рациональное потребление! Под таким девизом 15 марта будет отмечаться Всемирный день прав потребителей в 2020 году. Для того чтобы сохранить природные ресурсы и улучшить социальные условия для нынешних и будущих поколений, всемирная организация потребителей призывает каждого потребителя придерживаться принципов рационального и ответственного потребления товаров и услуг. Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг. Для правильного и рационального выбора товара потребителем ему необходима достоверная и полная информация о товаре. Все мы ежедневно приобретаем продукты питания и очень важно знать, и уметь читать информацию (маркировку) указанную на упаковке. Маркировка продуктов питания – это текстовая или графическая необходимая информация, которая наносится на упаковку, вкладыши, или на сам продукт. Стоит отметить, что для большинства продуктов питания маркировка является обязательной, и этот список постоянно увеличивается. Технический Регламент Таможенного Союза 005/2011 "О безопасности упаковки" определяет понятие маркировки как информацию в виде знаков, надписей, пиктограмм, символов, наносимых на упаковку (укупорочные средства) и (или) сопроводительные документы для обеспечения идентификации, информирования потребителей. Таким образом, вся информация о продукте должна быть отражена либо на упаковке товара, либо на этикетке. В части, касающейся именно упаковки, маркировка должна содержать информацию о материале, из которого изготовлена упаковка товара и обязательно информацию о возможности утилизации. - петлей Мебиуса маркируется товар, упаковку которого возможно утилизировать; - так маркируется товар при невозможности утилизации упаковки. Также есть 3 основных вида маркировки по отношению к содержимому внутри упаковки: - упаковка (укупорочные средства), предназначенные для контакта с пищевой продукцией; – упаковка (укупорочные средства) для парфюмерно-косметической продукции; – упаковка (укупорочные средства), не предназначенные для контакта с пищевой продукцией. Основным документом, в котором установлены требования по маркированию пищевой продукции, является технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки». Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: 1) наименование пищевой продукции; 2) состав пищевой продукции; 3) количество пищевой продукции; 4) дату изготовления пищевой продукции; 5) срок годности пищевой продукции; 6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; 7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции, а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера; 8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; 9) показатели пищевой ценности пищевой продукции; 10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО). 11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Используемые компоненты формируется в порядке убывания их массовой доли на момент производства пищевой продукции. Безалкогольные напитки, имеющие в своем составе кофеин в количестве более чем 150 мг/л, а также лекарственные растения (экстракты), маркируются надписью «Не рекомендуется употребление детьми в возрасте до 18 лет, при беременности и кормлении грудью, а также лицами, страдающими повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, артериальной гипертензией». При наличии пищевых добавок в составе продуктов питания обязательно указывается функциональное (технологическое) назначение: регулятор кислотности, стабилизатор, эмульгатор и пр. Наименование добавок может быть заменено индексом по Международной (INS) или Европейской (Е) цифровой системе. Если в составе пищевой продукции применяются ароматизаторы, заменяющие натуральные компоненты, которые не использовались при производстве товара, допускается включать в наименование фразу: «Со вкусом/ароматом …». Пищевая ценность пищевой продукции, указываемая в ее маркировке, включает следующие показатели: 1) энергетическую ценность (калорийность); 2) количество белков, жиров, углеводов; 3) количество витаминов и минеральных веществ. Таким образом, именно информация на упаковке (этикетке) продуктов питания позволяет потребителю сделать правильный, рациональный выбор.
|