О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ДОКУМЕНТЫ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
СТАТЬИ
ТУРИСТАМ
АБИТУРИЕНТАМ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Инфотека (нормативная база в области защиты прав потребителей)
Судебные решения по вопросам защиты прав потребителей
Информация для потребителей
  
Защита прав потребителей в схемах
  
Образцы претензий (заявлений)
 
Памятка потребителю
ПРЕСС-ЦЕНТР
Грипп и ОРВИ
Всероссийская неделя сбережений
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙИнформация для потребителей

Какие ролики купить, как правильно их выбрать, на что стоит обратить внимание? Эти вопросы возникают у всех людей, собирающихся впервые, а может уже и нет, приобрести себе ролики.

Все ролики можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, для чего именно они нужны:
- скоростное катание,
- агрессивное,
- слалом,
- катание в удовольствие (фитнес).

Роликовые коньки для агрессивного катания - имеют тяжелый, жесткий ботинок, низкую раму и маленькие колёса, большую скорость на них развить крайне сложно. Предназначены и сконструированы они исключительно для трюкового катания, которое новичкам не имеющих ещё базовых навыков катания, не подвластно. Учиться кататься на них тоже дело не из простых. Из чего следует, что данная категория роликов не для новичков и покупать их начинающим не рекомендуется.

Ролики для скоростного катания (беговые). Предназначены для скоростного, марафонского катания, в основном для профессионалов "скоростников". В таких роликах сложно и неудобно учиться кататься. В виду своей конструкции они маломаневренные и для катания по городу не лучший вариант.

Ролики для слалома. Ролики внешне мало чем отличаются от основной массы фитнес роликов. Учиться кататься на таких роликах вполне возможно, но данная категория роликов имеет достаточно высокую ценовую планку, что для начинающего также нецелесообразно.

Роликовые коньки для ФСК (FreeSKate). Эта серия  роликовых коньков FSK предназначена для "полуагрессивного" катания. Отлично подходят для катания по городу и выполнения различного рода трюков, сочетают в себе как особенности фитнес роликов так и агрессивных. Имеют высокие скоростные качества. Если не обращать внимание на ценовой уровень таких роликов, то они могут быть не плохим выбором для новичка с амбициозными целями.

Специальные ролики. В данную категорию входят ролики узкоспециализированные и мало распространенные. Такие как ролики для хоккея или же "внедорожники". Они тоже не особо-то расположены к начинающим роллерам. И только усложнят и замедлят обучение катанию.

А остались ролики самого популярного и потому многочисленного семейства фитнес (fitness).  Разберемся с ними от крупных деталей к мелким.

Ботинок

Когда-то все ролики делались цельнолитыми из пластика с мягким внутренним ботинком. На сегодняшний день подавляющее большинство фитнесс-роликов всех производителей имеют мягкий ботинок.

Преимущества мягкого ботинка: комфортное облегание ног, хорошая вентиляция (такие ботинки делаются из специальной ткани, пропускающей воздух) и легкость.

Недостатки: теоретически более низкая прочность при падениях и ударах, тенденция к деформации при сильных боковых нагрузках (т.е. ботинок как бы скособочивается, если долго тренировать, например, катание на внешних поверхностях колес). Есть еще одно неудобство. На многих моделях с мягким ботинком ботинок не отделяется от рамы с колесами. Соответственно, если необходима стирка, приходится снимать колеса и стирать ролики вместе с рамой. Это не страшно, но несколько неудобно.

Рама роликов
Существует два вида рам: металлические и пластиковые.

Металлические рамы обычно делаются из жестких и легких алюминиевых и магниевых сплавов. Благодаря высокой жесткости они лучше передают толчковое усилие — проще говоря, на них проще разгоняться и поддерживать скорость. С другой стороны, более отчетливо передается от рамы на ботинок вибрация при катании по неровной поверхности, что требует дополнительной амортизации внутри ботинка. Общая тенденция производителей — оснащать металическими рамами более скоростные модели, ориентированные на подготовленных роллеров. На всех, без исключения, беговых моделях стоят именно металлические рамы.

Металлические рамы гнутся - это одна из основных причин их выхода из строя. Металлические рамы на некачественных роликах очень часто по физическим параметрам просто не предназначены для катания, а иногда легко гнутся даже руками.

Альтернатива металлу — пластиковые рамы (иногда их называют композитными). Самые популярные материалы для них: нейлон (nylon), стекловолокно (fiberglass), карбон (carbon composite или просто "cc" ). Такие рамы меньше отдают по ногам при катании по неровной поверхности. Они тяжелее металлических. При ударе не гнутся, а лишь царапаются или, при особом упорстве роллера, трескаются. Часто рамы бывают съемными. Это удобно, поскольку в случае поломки можно заменить только раму.

Специфическая неприятность, подстерегающая владельцев коньков со съемной рамой— возможность самопроизвольного откручивания винтов, крепящих раму к ботинку. Происходит это почему-то в самые неподходящие моменты и купив такие ролики не забывайте перед каждой поездкой проверять достаточно ли туго затянуты крепежные винты.

До сих пор, как правило, каждая фирма использует свой стандарт крепления рамы Недавно разработанный и активно внедряемый стандарт UFS (Universal Frame System) позволяет выбирать рамы для разных видов катания и просто "на вкус и цвет", после чего запросто прикручивать их к одному и тому же ботинку. С каждым годом все больше производителей поддерживают UFS, поэтому, с прицелом на будущее, наверное, стоит приобрести ролики со съемной рамой этого стандарта.

Колеса для роликов

Диаметр. Чаще всего встречаются колеса диаметром (76-82 мм) — они наиболее универсальны для фитнесс-роликов. Чем больше диаметр колеса, тем проще поддерживать скорость и меньше чувствуются выступы и неровности покрытия. Колеса 84 мм, 90 мм, 100 мм используются на беговых моделях.

Жесткость. Наиболее популярный диапазон жесткости — от 78A до 85A. Чем больше цифра, тем жестче колесо. Чем жестче колесо, тем лучше оно катится по поверхности, тем сильнее чувствуются неровности под колесами, тем хуже сцепление с дорогой на поворотах. Как правило, жесткие колеса (83A — 85A) используются опытными роллерами, а новичкам больше подходят колеса 78A — 82A.

Колеса со временем изнашиваются. При нормальном катании 3-4 раза в неделю и весе катающегося около 80 кг колеса 76/78А, полностью стираются за два месяца. Более жесткие колеса, как правило, служат дольше мягких.

Подшипники

Подшипники в роликах скрыты от глаз покупателя. Может, поэтому их окружает наибольшее количество мифов, самый вредный из которых — подшипники, якобы, являются определяющим фактором при выборе роликов. Вот несколько фактов из жизни подшипников:

1. Каждое из восьми колес роликов вращается благодаря паре подшипников. Легкость, с которой катятся коньки и развиваемая скорость во многом зависят от качества подшипников, спрятанных в колесах.

2. "Третьи", "пятые" или "седьмые" — это классы точности изготовления подшипников, обиходное название международных машиностроительных стандартов ABEC-3, ABEC-5 и ABEC-7. определяющих точность полировки деталей подшипника. Чем больше номер, тем меньше трение в подшипнике, и тем легче он прокручивается, что положительно сказывается на легкости движения роликов. Самые массовые виды подшипников — "пятые" и "седьмые".

3. Все ролики уважаемых производителей оснащены хорошими подшипниками известных марок (TwinCam, SKF, BSB, Black Hole, Powerslide, Nautilus:).

4. Начиная с сезона-2005 производители роликов устанавливают на некоторые модели подшипники нового стандарта ILQ. Подшипники ILQ отличаются от стандартных меньшим количеством шариков - 6 вместо 7.

5. Не все покупатели знают, что подшипники - не бессменный атрибут покупаемых роликов, а расходный материал. Как и колеса, их можно со временем заменить на любые приглянувшиеся. К тому же подшипники изнашиваются со временем и менять их все равно придется.

6. В модельных рядах ведущих фирм начиная с  2004 года практически все ролики начального уровня комплектуются подшипниками ABEC-5.

Мелкие приятности

Особый акцент продавцы делают на фирменных мелочах каждого производителя и отдельных моделей. Это может быть удобная система быстрой шнуровки (quick lace), позволяющая быстро и равномерно затянуть шнурки на ботинке, "клипсы с памятью", облегчающие застегивание или клипсы "с подкачкой", позволяющие с помощью специального механизма быстро и точно подогнать манжету по ноге. Дополнительные системы гашения вибрации на неровностях (antishock). "Активный" тормоз (ABT), заставляющий загораться глаза наиболее предусмотрительных новичков. Войлочный язычок ботинка, плотно и мягко фиксирующий ногу. Таинственный "рокеринг" (rockering system) - возможность с помощью специальных вставок в раму (эксцентриков) поднять переднее и заднее колеса для повышения маневрености за счет устойчивости...

Приятно осознавать, что производитель твоих роликов проявил заботу и в мелочах. Но поверьте, это - именно мелочи. Их отсутствие не испортит вам катание. И наоборот, они никогда не сделают катание приятным, если ролики будут вам не по ноге. Поэтому, забыв на время о мелочах, сосредоточимся на самом главном: как примерять ролики.

Примерка

Наденьте коньки и полностью зашнуруйте. Потратьте время на приведение шнуровки в полную «боевую» готовность так, как будто вы прямо сейчас будете кататься. Если есть продавцы-консультанты, пусть они покажут все шнурочки, застежки, карабинчики и объяснят их назначение. Встаньте на коньки. Поставьте коньки (ноги) на ширину плеч, чуть согните колени, перенеся вес тела чуть вперед. Нога в коньке должна позволить вам это. Если нога не двинулась, то от коньков придется отказаться, т.к. это плохая модель ботинка, и кататься на таких роликах – постоянно падать.

После проверки на продольное перемещение ноги переходим к поперечной прочности. Наибольшее количество травм голеностопа на коньках происходит из-за того, что конек не держит голеностоп поперечно. Попробуйте «свалить» ногу во внешнюю, а потом внутреннюю сторону (то есть, попытайтесь раздвинуть, а потом сдвинуть ноги, не отрывая их от пола). Нога может чуть изогнуться вправо и влево в колене, но не в голеностопе. Верхняя часть конька должна держать голеностоп и не давать ему перемещаться. Если конек плотно держит голень, но не держит голеностоп, смотрите другую модель. А если чуть болтается на ноге, то, скорее всего, он неплотно завязан (затянут), либо этот конек широк для вас. Если дело в затяжке – затяните, если в ширине голени – меняйте модель. Обратите внимание, не попадают ли швы в ботинке на суставы.

Практически все коньки имеют тормоз. Иногда бывает и на обоих коньках, а иногда идет в комплекте, но не прикручена. Попросите прикрутить ее. Открутить сможете всегда, а вот на начальном этапе обучения неподходящий тормоз – путь к травме. Встаньте на обе ноги (коньки параллельно) – тормоз не должен касаться поверхности. Перенесите вес тела на ногу без тормоза и, сгибая ее, двигайте ногу с тормозом вперед (носок тормозящей ноги – максимально «на себя»). Если вы не коснулись тормозом пола, а сами находитесь в положении «полуприсяд», пользы от тормоза не будет. В идеале тормоз должен коснуться поверхности уже в середине опорной стопы, допустимо – около носка. Теперь внимательно осмотрите коньки на отсутствие острых краев внутри ботинка и наличие обработки матерчатых швов. После всех этих действий вы выбрали хорошие роликовые коньки.


Таширева Ю.Л.
Консультационный пункт для потребителей в городе Череповец

Версия для печати     Сохранить в DOC