О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ДОКУМЕНТЫ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
СТАТЬИ
ТУРИСТАМ
АБИТУРИЕНТАМ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Инфотека (нормативная база в области защиты прав потребителей)
Судебные решения по вопросам защиты прав потребителей
Информация для потребителей
  
Защита прав потребителей в схемах
  
Образцы претензий (заявлений)
 
Памятка потребителю
ПРЕСС-ЦЕНТР
Грипп и ОРВИ
Всероссийская неделя сбережений
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙИнформация для потребителей

В настоящее время растет число открывающихся кафе, столовых,  ресторанов, кафетериев, суши-баров и т.п. Это обусловлено тем, что все большее число граждан предпочитает отмечать важные мероприятия своей жизни (дни рождения, корпоративные праздники, свадьбы) в заведениях общественного питания. Однако нередки случаи, когда потребители сталкиваются с нарушениями своих прав.
   
Отношения в области защиты прав потребителей при оказании услуг общественного питания регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей), Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036.

Потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнителями являются организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. В соответствии с пп. 2, 3 Правил № 1036 исполнителями услуг общественного питания являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги ресторанов, кафе, баров, столовых, закусочных и других мест общественного питания по возмездному договору.

Таким образом, требования законодательства не распространяются на потребителей — юридических лиц, а также на потребителей — физических лиц, если они используют, приобретают, заказывают либо имеют намерение приобрести или заказать услугу не для личных бытовых нужд, а, например, для предпринимательской деятельности.

Право потребителя на информацию
 
Одним из основных прав потребителя является его право на информацию.

На вывеске организации общественного питания размещается следующая информация:

• фирменное наименование (наименование) организации;

• место ее нахождения (адрес);

• тип, класс и режим работы.

Индивидуальный предприниматель также должен также предоставить потребителям информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию, то он обязан довести до потребителя информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем, которая размещается в удобных для ознакомления потребителя местах.

Вся информация должна доводиться до сведения потребителя обязательно на русском языке.

Согласно Правилам оказания услуг общественного питания Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме (как правило, это МЕНЮ) довести до сведения потребителя так же  информацию о:

• перечне услуг и условия их оказания;

• ценах в рублях и условия оплаты услуг;

• фирменном наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

• сведениях о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;

• сведениях о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);

• обозначениях нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.

Потребитель имеет право ознакомиться с меню, прейскурантами и условиями обслуживания вне зала обслуживания.

Порядок предоставления услуг общественного питания

Оказать услугу исполнитель обязан любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением ее заказать, на условиях, согласованных сторонами.

При этом исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей (например: запрет на нахождение в верхней одежде, в состоянии алкогольного опьянения и др.) При этом нужно знать, что такие ограничения, прежде всего не должны противоречащие законодательству РФ. Информация должна быть полной и не должна носить дискриминирующий характер.

Ответственность исполнителя

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

Закон о защите прав потребителей, а также Правила предусматривают различные последствия нарушения сроков оказания услуги и обнаружения иных недостатков.

При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору:

• назначить исполнителю новый срок;

• потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу;

• отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.

Исполнитель освобождается от ответственности, если докажет, что нарушение сроков оказания услуги произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

При обнаружении недостатков оказанной услуги согласно ст. 29 Закона № 2300-1 потребитель вправе по своему выбору потребовать:

• безвозмездного устранения выявленных  недостатков, а если они не будут устранены в согласованный срок — отказаться от услуги в полном объеме;

• соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

• безвозмездного повторного оказания услуги (приготовления другого аналогичного блюда). При этом потребитель обязан возвратить ранее переданное ему блюдо;

• возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или с помощью третьих лиц;

• расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки исполнения услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Существенным признается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляющийся неоднократно или проявляющийся вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

В случае нарушения сроков и обнаружения недостатков потребитель вправе требовать уплаты неустойки (пени) в размере 3 % цены услуги за каждый день (или час, если срок определен в часах) просрочки оказания услуги или устранения недостатков, но не более цены услуги.

Помните, что в соответствии со ст.32 Закона «О защите прав потребителей», п.27 Правил оказания услуг общественного питания потребитель вправе отказаться от заказанной им услуги, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.

Версия для печати     Сохранить в DOC