НОВОСТИ
О COVID-19
О ЦЕНТРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ЦЕНТР)
ОРГАН ИНСПЕКЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Инфотека (нормативная база в области защиты прав потребителей)
Судебные решения по вопросам защиты прав потребителей
 
Финансовая грамотность
Информация для потребителей
  
Защита прав потребителей в схемах
  
Образцы претензий (заявлений)
 
Памятка потребителю
ТЕСТ ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ТЕСТ НА ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
ПРЕЙСКУРАНТЫ
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
ПРИЕМ КЛЕЩЕЙ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
ДОКУМЕНТЫ
АБИТУРИЕНТАМ
СТАТЬИ
УРОК ЗДОРОВЬЯ
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
ВАКАНСИИ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙИнформация для потребителей

Случаи причинения вреда здоровью ребенка во время его пребывания в образовательном учреждении не редкость.

Законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность причинителя вреда.

Отправляя ребенка в детский оздоровительный лагерь, родители заключают договор об оказании услуг с организацией, в соответствии с которым организация принимает на себя обязательства по обеспечению не только досуга ребенка,  но и по обеспечению мер безопасности ребенка на территории лагеря  и предотвращению нарушения детьми установленных мер безопасности. За неисполнение сотрудниками санатория или лагеря обязанностей по присмотру за детьми ответственность несет сам санаторий или лагерь в силу ст. 1068 Гражданского кодекса РФ. Если на территории санатория или лагеря, в котором отдыхал ребенок, был причинен вред здоровью ребенка (травма, отравление и др.) вследствие отсутствия надлежащего присмотра за детьми, организации досуга и отдыха детей с нарушением правил безопасности и/или вследствие иного рода ненадлежащего оказания детским санаторием (лагерем) услуг, то на данную организацию, согласно ст.1095 ГК РФ, возлагается ответственность из причинения вреда, причиненного вследствие недостатков услуг.

В ст.1084 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный жизни и здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Нормами договора между родителями и санаторием (лагерем) не может охватываться сфера защиты абсолютных прав, поэтому в случае причинения вреда здоровью из-за ненадлежащего выполнения своих обязанностей по надзору (присмотру) за ребенком сотрудниками санатория (лагеря) ответственность наступает независимо от вины причинителя вреда (санатория, лагеря и пр.). 

В соответствии со ст.1064 ГК РФ, причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме санаторием (лагерем), в котором по недосмотру воспитателей (вожатых и др. сотрудников) ребенок получил травму (вред здоровью).

Согласно ст. 1085 ГК РФ, в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью, включаются расходы на лечение и иные дополнительные расходы. При этом, в соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 № 1, расходы на лечение и иные дополнительные расходы подлежат возмещению причинителем вреда, если будет установлено, что ребенок нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Однако если ребенок, нуждающийся в указанных видах помощи и имеющий право на их бесплатное получение, фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, суд вправе взыскать с детского санатория или лагеря (ответчика по делу) фактически понесенные (и документально подтвержденные) родителями расходы.

Кроме того, в Российской Федерации действует закон от 07.02.1992г. № 2300-1 «О Защите прав потребителей», регулирующий правоотношения в сфере защиты прав потребителей.

Под потребителями в рамках указанного  закона понимаются как родители (законные представители) ребенка - имеющие намерение заказать или приобрести либо заказывающие, приобретающие услуги, так и ребенок как использующий услуги.

Статьей 4 Закона установлена обязанность исполнителя оказать услугу потребителю, качество которой соответствует договору.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие оказания некачественной услуги, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет.
Ст. 29 Закона установлено право потребителя в случае обнаружения недостатков оказанной услуги по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.

Законом установлено, что исполнитель освобождается от ответственности в случаях если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил.

Итак, анализируя действующее законодательство можно составить примерный алгоритм действия для родителей, если ребенку был причинен вред.
1. Убедиться, что вред причинен не вследствие непреодолимой силы или нарушения ребенком установленных правил.

2. Собрать доказательства причинения вреда вследствие оказания услуги ненадлежащего качества или не соответствующей установленным требованиям (медицинские справки, выписки и т.п.).


3. Собрать документальное подтверждение понесенных расходов и убытков.

4. Обратиться с письменной претензией в адрес организации, организующей отдых и оздоровление ребенка. В претензии необходимо четко указать какой вред причинен и четко сформулировать сои требования. Претензию необходимо вручить лично под роспись, либо направит заказным письмом с уведомлением. Кроме того, в претензии необходимо установить разумный срок для выполнения заявленных требований.

5. В случае отсутствия ответа на претензию, либо невыполнения заявленных требований в полном объеме, следует обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением. В силу п.1 ч.1 ст.22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела по спорам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, подведомственны судам общей юрисдикции. Иски о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья могут быть предъявлены как по месту нахождения организации (санатория, лагеря и пр.), так и в районный суд по месту жительства ребенка или месту причинения вреда, если несчастный случай произошел с малолетнем на выездном мероприятии санатория или лагеря, например, во время экскурсии или похода (ст. 23, 24, 28 и 29 ГПК РФ). Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Обязанность уплатить государственную пошлину возлагается на ответчика (в данном случае – санаторий, лагерь). 

Таким образом, детский санаторий, лагерь, иное детское учреждение обязано возместить в полном объеме вред, причиненный жизни или здоровью ребенка вследствие ненадлежащего оказания услуг по организации отдыха детей (например, вследствие травмы ребенка во время прогулки на территории санатория из-за недосмотра воспитателя), включая расходы на лечение, иные дополнительные расходы, а также компенсировать причиненный моральный вред.


Таширева Ю.Л.
Консультационный пункт для потребителей в городе Череповец

Версия для печати     Сохранить в DOC